Главная » Недвижимость » Печатная единица. Единицы измерения издательской продукции

Печатная единица. Единицы измерения издательской продукции


2.1. Единицы измерения, используемые при выпуске

2.1.1. Типографская система измерений

В издательствах и на полиграфических предприятиях при выпуске продукции, кроме общепринятых в науке и народном хозяйстве единиц измерения (СИ), используется для измерения некоторых величин особые единицы - типографские единицы измерений: авторские листы, печатные листы и т. д. Для измерения линейных размеров печатных форм (главным образом, наборных) и их отдельных элементов, а также форматов полос (см. 2.1.2.) и размера строк применяются типографские единицы измерений - пункт и квад­рат.

Один типографский пункт (т. п.) равен в СССР, а также во Франции, Испании и других странах Европы (кроме Англии) 1/72 французского дюйма, т. е. 0,3759 мм, или, округленно, 0,376 мм. Более крупной единицей является квадрат, равный 48 т. п., или приблизительно 18 мм. Эти единицы были разработаны во Франции в XVIII в. В Англии, США и некоторых других странах 1 т. п. равен 1/72 английского дюйма, т. е. 25,4 мм: 72=0,353мм.

^ 2.1.2. Измерение форматов бумаги и печатной продукции

Форматы печатных бумаг. Бумажная промышленность выпускает бумагу листовую в виде отдельных листов и рулонную в виде ленты, намотанной на гильзу. Формат бумаги выражается в миллиметрах, причем формат листовых бумаг обозначается произведением ширины на длину бумажного листа, например 600x900 мм, а рулонные бумаги измеряются шириной рулона. В СССР форматы печатных бумаг стандартизированы в зависимости от вида печатной продукции: книжно-журнальные, газетные, картографические и т. д.

Книжно-журнальные листовые бумаги выпускаются форматами от 600X840 до 840X1080 мм, рулонные - 600 до 1680 мм.

Для газет выпускается рулонная бумага шириной от 420 до 1680 мм и листовая формата 420X594 и 594X840 мм. С указанными форматами бумаг согласуются форматы печатной продукции, и также форматы печатного и некоторого другого оборудования.

Формат издания - это его размер по ширине и длине, выраженный их произведением в миллиметрах. Формат книжных и журнальных изданий определяется размерами обрезанного с трех сторон блока (или блока с обложкой) книги, журнала, брошюры; при этом первый размер обозначает ширину, а второй - высоту издания. В практике издательств и полиграфических предприятий широко применяется условное обозначение формата издания - форматом печатной бумаги в сантиметрах и долей листа, например 60X90/16, где 60X90 - размер бумажного листа, а 16 - число его долей (частей). Обычно для книжных и журнальных изданий доля равна странице. Таким образом, на бумажном листе формата 60X90/16 со­держится на одной и другой сторонах по 16 страниц, т. е. всего 32 страницы.

Формат необрезанного книжного и журнального издания в миллиметрах определяется следующим образом: число, показываю­щее долю, нужно разложить на два наибольших множителя; меньшую сторону бумажного листа разделить на меньший множитель, а большую - на больший. Например, формат издания 84X108/32 бу­дет до обрезки равен: 84:4 и 108:8 получим 210X135 мм. Поскольку ширина книги обычно бывает меньше высоты, этот формат записывается как 135X210 мм. Формат издания 60X90/16 до обрезки составляет: 60:4 и 90:4=150X225 мм.

Размер готового издания или его страницы несколько меньше доли его листа, так как практически вся книжная и журнальная продукция обрезается с трех сторон по верхнему полю на 3-4 мм, переднему - 5 мм и по нижнему 6-7 мм. Следовательно, формат издания 84X108/32 после обрезки будет равен 130X200 мм, а 60Х 90/16 - 145X215 мм.

Форматы газет обозначаются только шириной и высотой страницы в миллиметрах, а листовых изданий в зависимости от вида и формата основного издания - как в миллиметрах, так и долях бумажного листа (например, вклейки для книг).

Формат полосы книжного, журнального и газетного издания, т. е. размер запечатанной площади страницы, обозначаются произведением ширины и высоты полосы в типографской системе мер - в квадратах.

Форматы полос книжных и журнальных изданий устанавлива­ются не только в зависимости от формата издания, но и от варианта оформления издания. В нашей стране для каждого формата издания установлены три варианта оформления, различающиеся между собой форматом полос и соответственно размерами полей. Чем меньше поля вокруг полосы, тем больше процент использования площади бумаги. Например, для книги форматом 60X90/16 при первом - наиболее экономичном варианте формат полосы равен 6 3 /4ХЮ"/2, при вто­ром- б"/ 2 Х10"/4, а при третьем-б"/2ХЮ кв. Соответственно процент использования бумаги составит 70,65 и 57.

^ 2.1.3.Измерение объема авторского оригинала и печатной продукции

Авторский лист -единица измерения объема текста и изобрази­тельного материала литературного произведения (рукописного и печатного). Он равен 40 тыс. печатных знаков (печатными знаками считаются все видимые знаки - буквы, знаки препинания, цифры и т. д. и пробелы между ними). К одному авторскому листу приравнивается также 700 строк стихотворного текста или 3 тыс. см 2 площади изображений, занятых в готовом издании (а не в оригиналах). Авторский лист служит для измерения авторского труда, а также труда рецензентов, научных и литературных редакторов.

^ Издательский или учетно-издательский лист - единица измере­ния объема отпечатанного литературного произведения (текста и изобразительного материала) и равен, как и авторский лист, 40 тыс. знакам, или 700 строк стихотворного текста, или 3 тыс. см 2 изображений. В отличие от авторского листа в учетно-издательских листах измеряется объем всего издания, включая и тот материал, который составлен издательством (оглавление, аннотации, редакци­онное предисловие и т. д.).

Объем издания в учетно-издательских листах всегда больше объема этого же произведения в авторских листах. У четно-издательский лист служит калькуляционным измерителем стоимо­сти издательской продукции и единицей измерения труда редакци-онно-издательских работников (редакторов, корректоров, технических редакторов).

^ Печатный лист - единица измерения объема печатной продук­ции, которая выражается двумя понятиями: физический печатный лист и условный печатный лист. Физический печатный лист представляет собой бумажный лист любого стандартного для книжной и журнальной продукции формата (от 600X840 до 840ХЮ80 мм), запечатанного с одной стороны, или его половину, запечатанную с двух сторон.

Так как стандартные бумажные листы отличаются друг от друга по площади, то во многих случаях для определения общего объема

Продукции удобнее пользоваться условным печатным листом, приведенным к формату бумажного листа 600X900 мм. Приведение к условным листам физических печатных листов, имеющих другие форматы, производится по коэффициентам, учитывающим площадь приводимых листов. Например, коэффициент перевода для формата 600X840 мм равен 0,93 для 700X900 мм - 1,17, для 700X1000 мм -1,30, для 840X1080 мм- 1,68.

Объем газетных изданий обычно исчисляется в полосах основного формата газет, т. е. А2 (420X595 мм), а также и в печатных листах.

^ 2.1.4. Другие единицы измерения

Издание - изделие полиграфического производства, прошедшее редакционно-издательскую обработку и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.

Издательское название - каждое новое для данного производ­ства или повторное издание книги, журнала, газеты, плаката и другой продукции.

^ Тираж - общее число экземпляров одного и того же издания.

Экземпляр - каждая отдельная самостоятельная единица данно­го издания - книги, брошюры, одного экземпляра газеты или журнала.

^ Общий тираж - сумма тиражей всей, например, книжной продукции, выпущенной за определенный период издательством, областью, республикой и т. д.

Краско-прогон, или краско-оттиск - каждое соприкосновение листа с печатной формой (или резинотканевой пластиной в офсетной печати) в процессе печатания: служит единицей измерения условного количества многокрасочной продукции.

Листо-прогон - каждый прогон листа в печатной машине независимо от того, сколько лист получит красок за этот прогон; служит для условного количества печатной продукции.

Тетрадь - отпечатанный и сфальцованный бумажный лист; единица измерения объема работ при выполнении некоторых операций брошюровочно-переплетного процесса.

Кроме указанных выше единиц, в практике планирующих органов народного хозяйства используются условные показатели годового тиража книг и брошюр в 10-листном исчислении (в условных печатных листах) объема 1 экземпляра издания и в 5-листном -1 экземпляра журнала. Показатель учета для газет - экземпляр в 4-полосном исполнении формата А2. В этих условных исчислениях приведен выше выпуск печатной продукции в СССР (см. 1.2.3.).

  • 5.Классификация затрат рабочего времени в полиграфии, нормируемые и ненормируемые категории затрат рабочего времени
  • 6.Нормирование труда: нормы труда, их функции и роль в управлении производством
  • 7.Оплата труда: формы и системы
  • 8.Тарифная система и ее элементы
  • 9.Хронометраж и фотохронометраж: отличие от фотографии рабочего времени, методика проведения и обработки данных наблюдения
  • 10.Классификация норм труда
  • 2.3.Рганизация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли
  • 3.Нормы как основа организации заработной платы.
  • 1.Основные принципы эффективной организации производства
  • 2.Типы, формы и методы организации производства
  • 3.Основные элементы производственного процесса
  • 5.Понятие производственного цикла, его длительность и структура
  • 6.Понятие производственной системы предприятия
  • 8.Системы оперативного управления производством
  • 9.Содержание и задачи технического обслуживания производства
  • 2. 5.Управление качеством
  • 1.Сущность понятия «качество», «качество продукции» и «качество услуги»
  • 2.Классификация показателей качества продукции
  • 3.Основные стандарты качества продукции, работ услуг
  • 6.Система всеобщего управления качеством (tqm): сущность, принципы
  • 7.Международные и российские стандарты серии исо 9000 в области менеджмента качества.
  • 2.5.Управление качеством
  • Назначение метода
  • Общие правила построения
  • Достоинства метода
  • Недостатки метода
  • Ожидаемый результат
  • 2. 6.Маркетинг
  • 3.Товар в маркетинговой деятельности: сущность, жизненный цикл товара, классификация по степени новизны
  • 1.Товар, благо: сущность, особенности и свойства
  • 2. Потребительная стоимость, стоимость и меновая стоимость товара: сущность, причины и условия возникновения, способ и характер проявления, развитие и виды меновой стоимости
  • 5.Кругооборот капитала и формирование себестоимости
  • 6. Себестоимость продукции: сущность, виды, формулы, методы расчета
  • 7. Методы расчета цен; определение цен на основе анализа безубыточности
  • 8.Расчет цен на полиграфические работы на основе использования показателей чсэо и чсэрм
  • 9. Себестоимость полиграфических работ (услуг): сущность, виды, состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость, выбор учетной единицы. См вопрос 12
  • 10.Розничные цены на издательскую продукцию: состав, учетные единицы, ценообразующие факторы, методы расчета
  • 11. Себестоимость издательской продукции: сущность, виды, состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость
  • 12.Себестоимость полиграфических работ (услуг): сущность, виды, состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость, выбор учетной единицы
  • Раздел 3. Стратегическое планирование на предприятии
  • 1.Понятие, задачи, основные принципы планирования
  • 2.Задачи, основные принципы и методы планирования
  • 3.Планирование ресурсного обеспечения деятельности организации
  • Вопрос 5. План по труду и кадрам: цели, задачи, основные разделы.
  • 7.План по себестоимости, прибыли и рентабельности продукции (работ, услуг).
  • 8.Себестоимость полиграфических работ (услуг): сущность, виды, состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость.
  • 9.Планирование прибыли и рентабельности
  • 1. Теоретические основы планирования прибыли и рентабельности производства
  • 1.1 Планирование прибыли
  • 1.2 Планирование рентабельности
  • 10.Модель образования и распределения прибыли на полиграфическом предприятии.
  • 3. 2. Логистика
  • 1.Материальный поток, его структура, единицы измерения, логистические операции с материальным потоком
  • 2.Современные методы организации управления материальным потоком, процессный подход, kaizen, sadt- моделирование
  • 6.Логистические затраты: сущность, виды
  • 7. Информационный поток: единицы измерения, виды, логистические операции с информационным потоком
  • 3. 3. Стратегический менеджмент
  • 1.Стратегическое управление: сущность, задачи, преимущества стратегического управления, основные этапы развития стратегического управления, виды управленческой деятельности
  • 2.Научные подходы к стратегическому менеджменту
  • 3.Понятие стратегии организации, виды стратегии
  • 4.Эталонные стратегии развития бизнеса, их сущность и содержание
  • 5. Характеристика инструментов стратегического анализа
  • 6.Методы стратегической диагностики организации: swot-анализ, сущность и технология проведения
  • 7.Теория конкурентоспособности м. Портера
  • 8.Стратегия диверсификации, сущность и содержание.
  • 9.Стратегия интеграции, сущность и содержание.
  • 10.Функциональные стратегии, их классификация и содержание
  • 1.Редакционно-издательский процесс: определение, этапы.
  • 3.Единицы измерения издательской продукции
  • 4.Виды и состав тематических планов, порядок разработки и утверждения тематических планов.
  • 7.Себестоимость издательской продукции: сущность, виды классификация затрат, включаемых в себестоимость.
  • 3.Единицы измерения издательской продукции

    Количественные единицы измерения издательской продукции

    Для планирования и учета издательской продукции разработа­на своя система измерительных величин. Ею пользуются при опре­делении количественных показателей выпуска, при тематическом и производственно-финансовом планировании, при планировании и учете себестоимости и номинала, при планировании штата основ­ных (производственных) категорий редакционно-издательских ра­ботников, при определении потребности в бумаге и переплетных материалах, расчетах с полиграфическими предприятиями и для учетных и статистических целей.

    Единицы измерения издательской продукции по своему назначе­нию делятся на единицы измерения: 1) издательского ассортимента и тиража; 2) объема издания; 3) листажа издательской продукции.

    Абсолютные величины. Количественная сторона издательской работы характеризуется следующими показателями: ассортимен­том выпуска изданий, объемом, тиражом и листажом изданий.

    Под издательским ассортиментом понимается число изданий, вы­пущенных издательском за определенный период. В масштабах изда­тельского дела в целом под ассортиментом понимается общее число изданий, выпущенных всеми издательствами за определенный период.

    Под изданием понимается произведение печати, полиграфичес­ки самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-изда- тельскую обработку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации (выходные сведения в издательской продукции - совокупность данных, характеризующих издание и предназначенных для его оформления, информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета).

    Издания делятся на новые и повторные.

    Новым изданием для каждого издательства считается такое из­дание, которое им выпускается впервые, или, если оно им ранее издавалось, выпускается в новой редакции либо в новом художе­ственно-техническом оформлении, отличающемся от прежнего.

    Повторным изданием, или переизданием, считается выпуск ра­нее издававшегося произведения (кроме указанных выше случаев) с обязательным исчислением прошлого тиража. Если же название выходит единым тиражом одновременно в разных типографиях или разновременно в одной или в разных типографиях, то каждый та­кой выпуск именуется «издательским заводом». В этих случаях на­ряду с единым тиражом в выпускных данных указывают порядко­вые тысячи экземпляров отпечатанного выпуска (например, 150 001 - 250 ООО экз.).

    Для характеристики выпускаемой литературы важна действи­тельная ее новизна, а не только новизна изданий с точки зрения издательского учета. Поэтому следует говорить о новых произве­дениях, впервые вышедших в свет, и о переизданиях.

    Новые произведения делятся на оригинальные, если они впервые публикуются на том языке, на котором они созданы, и переводные.

    Под экземпляром понимается каждая отдельная, самостоятельная единица данного издания - книги, брошюры, одного номера журнала.

    Обычно все экземпляры одного и того же издания идентичны, иногда же часть тиража выпускается в ином оформлении, на луч­шей бумаге или в переплете. В этом случае такие части тиража не считаются отдельными изданиями.

    Тиражом называется общее число экземпляров одного и того же издания.

    Общим тиражом книг и брошюр для данного издательства счи­тается сумма тиражей всей книжной продукции, выпущенной им за определенный период.

    Общий тираж выпуска книжной продукции РФ или субъекта федерации за определенный период составляется из суммы общих тиражей книги брошюр, выпущенных издательствами, находящи­мися на территории РФ или субъекта федерации.

    Единицами измерения объема являются печатный, авторский и издательский (или учетно-издательский) листы.

    Печатный лист - это единица измерения объема полиграфичес­ки оформленного издания. Различаются «физические» печатные листы и приведенные (условные). Физический печатный лист равен половине бумажного листа стандартных форматов или близких к ним. Так как стандартные бумажные листы отличаются друг от друга по площади, для определения общего объема издательской продукции пользуются условным показателем объема - печатным листом, при­веденным к формату 60x90 см, который служит учетной единицей.

    За единицу измерения печатного листа принимается печатный лист формата 60x90 см, отпечатанный с одной стороны. Объемы пе­чатных произведений, отпечатанных на бумаге других стандартных форматов, приводятся к этой учетной единице посредством коэф­фициентов. Коэффициент определяет отношение площади одной стороны бумажного листа, на котором производилась печать, к пло­щади учетной единицы, равной 5400 см 2

    Издательства и полиграфические предприятия ведут учет печат­ной продукции в натуральном измерении: а) по отдельным форма­там бумаги, считая печатный лист равным половине бумажного ли­ста; б) по общему объему издательской продукции в приведенных учетных единицах в переводе на формат 60x90 см.

    В выпускных данных по каждому виду издательской продукции указывают объем в условных печатных листах, т.е. приведенных к формату 60x90 см.

    Изоиздания при односторонней печати учитывают и планиру­ют в бумажных листах.

    Сумма объемов всех изданий в печатных листах, выпущенных издательством за определенный период, образует общий объем из­даний в печатных листах.

    Так как емкость печатного листа, т.е. число знаков в листе, раз­лична в зависимости от формата бумажного листа и технического оформления издания, объем в печатных листах не может выражать фактического объема содержащегося в книге материала. Поэтому для определения действительного объема материала в книге пользу­ются другими измерителями. В качестве таких измерителей приня­ты авторский лист и издательский лист.

    Издательский, или учетно-издательский лист, - это единица измерения объема всего напечатанного в книге материала как со­зданного автором, так и помещенного в книге издательством.

    Таким образом, объем печатного произведения, исчисленный в издательских листах, слагается из объемов: а) авторского текстово­го и иллюстрационного материала; б) прочего текстового материа­ла; в) неавторского графического материала.

    К прочему текстовому материалу относятся: оглавление, эпиг­рафы, посвящение, редакционные примечания и предисловия, ан­нотации, текст, помещенный на титуле, обложке или переплете, авантитуле, а также выпускные данные, которые в сумме принима­ются за 1000 знаков, колонцифры, считая каждую за 0,5 строки, а с подвижным колонтитулом - за строку, и т.д.

    Как авторский лист, так и издательский лист равен 40 тыс. пе­чатных знаков. Под печатным знаком понимаются видимые знаки (буквы, цифры, знаки препинания и др.) и пробелы между словами. Неполная концевая строка считается за полную. К издательскому листу приравнивается 700 строк стихотворного произведения. Объем графического материала подсчитывается по площади пря­моугольника, в который может быть вписан данный рисунок в го­товом издании; в объем, занимаемый графическим материалом, входят графические заставки и концовки. Пустые обороты во вкла­дах, вклейках и т.д. не учитываются. К одному издательскому листу приравниваются 3000 см 2 площади графического материала.

    Чтобы определить число издательских листов конкретного из­дания, надо общее число подсчитанных знаков всего напечатанно­го текстового материала (стихотворения подсчитываются отдель­но) разделить на 40 тыс. и прибавить к полученному результату объем графического и стихотворного материала, подсчитанный в издательских листах.

    Издательский лист - также единица измерения объема работы издательских работников основных категорий: редакторов, техни­ческих редакторов и корректоров. Он является и калькуляционным измерителем себестоимости издательской продукции. В расчете на 1 изд. лист планируются отдельные издательские расходы, зависи­мые от объема изданий, устанавливаются номиналы книжных, нот­ных и изоизданий.

    Сумма объемов в издательских листах всех изданий книг, выпу­щенных издательством за определенный период, называется общим объемом в издательских листах. Он характеризует объем редакци­онной работы издательства по выпуску продукции.

    Представление о масштабе работы издательства дает также об­щий листаж выпущенной продукции.

    Единица измерения листажа - лист-оттиск. Листаж данного издания определяется умножением его объема на тираж.

    Сумма листажей изданий, выпущенных издательством за опре­деленный период, есть общий листаж, или издательская масса (об­щее число листов-оттисков), в печатных или издательских листах- оттисках.

    По общему листажу в приведенных к формату 60x90 см печат­ных листах-оттисках издательство устанавливает количество бумаги (тоннаж), необходимое для выпуска изданий (исходя из средней массы 1 млн. листов-оттисков); по числу печатных листов-оттисков - определяет загрузку печатного и брошюровочного цехов типогра­фий, рассчитывается с типографиями за печатание изданий.

    В расчете на 1 изд. лист-оттиск (единица издательского листа­жа) или на 100 изд. листов-оттисКов планируются издательские рас­ходы, зависимые от тиража, и рассчитывается общая себестоимость продукции.

    Как говорилось выше, емкость печатного листа (число печат­ных знаков в нем) не представляет собой постоянной величины. Она зависит от формата полосы набора, кегля шрифта, от величины про­бельных мест в полосе набора и некоторых других факторов. По­этому в книге одного и того же печатного объема может быть боль­ше или меньше издательских листов.

    Чтобы определить емкость печатного листа данной книги, надо объем ее в издательских листах умножить на 40 тыс. и разделить на число печатных листов книги.

    Делением объема книги в издательских листах на ее объем в пе­чатных листах можно определить объем книги в издательских лис­тах, и наоборот.

    Средние величины. Абсолютные величины не раскрывают со всей полнотой характера выпуска книжной продукции и тенден­ций в издательстве книг издательствами в РФ. На помощь приходят средние величины - средние объемы и средние тиражи. Они дают представление о состоянии с выпуском отдельных групп изданий и их развитии. Средние величины применяются в издательствах при планировании и анализе себестоимости, на полиграфических пред­приятиях - для расчета загрузки цехов.

    Средние величины бывают среднеарифметическими и средне­взвешенными. Первые устанавливаются по ассортименту изданий, вторые - по издательской массе. К ассортиментным средним ве­личинам относятся средний объем и средний тираж издания, к сред­ним величинам по издательской массе - средний объем экземпля­ра книги и средний тираж одного листа.

    Чтобы определить средний объем издания в печатных или изда­тельских листах, надо общий объем всех изданий - соответственно в печатных или издательских листах - разделить на число изданий.

    Для определения среднего тиража одного издания нужно общий тираж всех изданий разделить на число изданий.

    Чтобы получить средний тираж одного листа, нужно общий ли­стаж в печатных или издательских листах-оттисках разделить на соответствующий общий объем всех изданий.

    Практическое значение имеют еще показатели средней емкос­ти печатного листа (емкость по ассортименту) и средней емкости печатного листа-оттиска.

    Первый показатель выводится умножением общего объема ас­сортимента в издательских листах на 40 тыс. и делением получен­ного результата на общий печатный объем.

    По средней емкости печатного листа (при условии предваритель­ного приведения форматов печатных листов всех изданий ассорти­мента к основному - 60x90 см) можно судить о степени экономич­ности оформления издания. Делением общего объема ассортимен­та в издательских листах на общий печатный объем получают сред­ний коэффициент емкости печатного листа. Им пользуются для перевода издательских объемов книг в печатные, и наоборот.

    Среднюю емкость печатного листа-оттиска определяют, умно­жая общий издательский листаж на 40 тыс. и деля полученный ре­зультат на общий печатный листаж.

    Средний коэффициент емкости печатного листа-оттиска исполь­зуется при планировании и анализе расходов на бумагу и тираж­ных расходов на типографские работы.

    Средние величины могут быть выражены следующими соотно­шениями:

    Единицей измерения цветной печати является краскопрогон. Краскопрогоном называется каждое соприкосновение листа с пе- чатной формой в процессе печатания; листопрогоном - каждый прогон листа в печатной машине независимо от того, сколько кра­сок получает лист за прогон. Для определения средней красочнос­ти изданий надо общее число краскопрогонов всех изданий разде­лить на число листопрогонов.

    Краскопрогон именуется также краскооттиском.

    Для определения объема одного экземпляра книжного издания в краскооттисках надо сложить число краскооттисков всех печат­ных листов текста издания, отпечатанных основной краской (обыч­но черной) и отпечатанных дополнительными (цветными) краска­ми (сверх основной), и число краскооттисков: вклеек, вкладок и на­кидок, обложки, суперобложки, напечатанного форзаца, наклеек на переплетную крышку типа 5, цельнобумажного покрытия для переплетной крышки типа 7. Для определения числа краскооттис­ков всего тиража издания надо общее число краскооттисков одно­го экземпляра издания умножить на тираж.

    Объем издания определяется в условных краскооттисках, при­веденных к формату 60x90 см.

    Издательская продукция на всех процессах творческой деятельности и производства подлежит измерению с точки зрения объемов выполнения работ. Как измерить работу автора, редактора, корректора, художника? Как определить объем издания? Как подсчитать количество бумаги, картона, переплетных материалов на издание? Как оценить в количественном отношении деятельность издательства, типографии? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, введены ряд понятий, служащих единицами измерения издательской продукции. Авторский лист - единица измерения авторского труда, измеряющая объем текста, рисунков и другого материала, созданного автором. Один авторский лист равен 40000 печатных знаков, включающих все буквы, знаки, символы, пробелы между словами. Если измеряется иллюстрационный материал, то подсчет ведется по площади, а именно: 1 авторский лист равен 3000 кв. см. Объем стихотворного текста ведется из расчета: 1авторский лист = 700 строк.Учетно издательский лист - единица измерения объема издательской продукции после редакционно издательской обработки, при ее выпуске в свет. Один учетно издательский лист также равен 40000 печатных знаков, 700 строк стихотворного текста, 3000 кв. см. иллюстраций. Но в объем, измеряемый учетно издательскими листами, включаются, кроме авторского текста, примечания, предисловие, вступительные и заключительные статьи, справочный аппарат издания, выходные сведения и т.п. Бумажный лист - единица расчета количества бумаги на издание. Основные характеристики бумажного листа - формат и вес одного квадратного метра. Формат бумажного листа - размер ширины и длины листа в сантиметрах. Выпускаемые в России и утвержденные стандартами форматы бумажных листов таковы: 60х70, 60х84, 60х90, 60х108, 70х84. 70х90, 70х100, 70х108, 75х90, 84х90, 84х100, 84х108(см. ГОСТ 132 78 Бумага для печати. Размеры). Номенклатура бумаги по весу 1 квадратного метра бумаги в граммах: 40,50, 60, 63, 65, 70, 71, 80, 85, 90, 100, 110, 120, 140, 160, 180,200, 240, 250.Физический печатный лист - единица измерения объема печатного издания, отражающая поверхность бумажного листа с напечатанным на ней текстом и иллюстрациями. Если печать осуществлена с двух сторон, то очевидно, что один бумажный лист содержит два физических печатных листа. При любом формате физический печатный лист содержит количество страниц, равное доле бумажного листа (тоесть, при доле бумажного листа в 1/16, число страниц на 1 физический лист составляет 16; в книге объемом в 10 физических печатных листов будет содержаться 160 страниц). Условный печатный лист - универсальная единица измерения физического объема печатного издания, позволяющая более эффективно оценивать работу издательства и полиграфического предприятия. Сущность понятия «условный лист» - в сведении всех многочисленных форматов выпускаемой продукции в один. Это дает возможность быстрого подсчета расхода бумаги на продукцию разных форматов (например, при составлении производственного плана). Для этого формат 60х90 см принят за единицу, остальные умножаются на коэффициент, выводимый путем деления площадей других форматов на площадь формата 60х90, то есть на 5400 кв. см. Существует таблица коэффициентов перевода, например: при формате 60х70 см коэффициент составляет 0,78; 60х84 - 0,93; 75х90 - 1,25; 84х100 - 1,56; 84х108 - 1,68 и т.п. Таблицы переводных коэффициентов приведены в справочниках по техническому редактированию. Формат издания - размер страницы издания, измеряемый либо в миллиметрах (ширина на длину) после обрезки (например: 128х200,143х225, 218х165 и т.п.), либо долей бумажного листа избранного формата (например:60х90 1/8, 70х108 1/32, 84х108 1/64 и т.д.).

    1. Бумага и ее характеристики, значимые для издательского дела. Форматы.

    Упрощенно бумагу для книг можно разделить на две категории: бумага без покрытия для текста и бумага с покрытием для печати однокрасочных и цветных изображений.

    Одна из основных характеристик бумаги - масса одного квадратного метра. Значения этой характеристики для книгопечатания находятся в пределах 25-150 г/м 2

    Оттенок бумаги - белизна - может быть ярко-белым, сероватым, кремовым и так далее.

    Далее следует учитывать потребности печати. Сплошной текст и штриховые рисунки могут быть напечатаны на бумаге с шероховатой поверхностью, но полутоновые или цветные рисунки требуют гладкой бумаги с твердой поверхностью - суперкаландрированной или мелованной. Если используется бумага с покрытием, то необходимо решить, какое покрытие использовать: матовое или глянцевое.

    Каландрированная бумага, или глазированная бумага, - бумага высокой степени гладкости, достигнутой благодаря тому, что изготовленную на бумагоделательной машине бумагу пропускают через суперкаландр, состоящий из большого числа валов (полированных чугунных и бумажных набивных), выглаживающих бумажную поверхность.

    Бумагу без покрытия можно разделить на следующие категории:

    § механического помола;

    § книжная бумага (отбеленная бумага механического помола, бумага с частичным механическим помолом, бумага без древесной массы);

    § бумага для офсетной печати (с частичным механическим помолом, со специальной структурой, без древесной массы);

    § бумага для художественных изданий.

    Бумага с покрытием имеет плотность покрытия не менее 3,7 г/м 2 на каждую сторону. Основа, то есть бумага под покрытием может быть различной: от дешевой с механическим помолом до дорогой, не содержащей частиц древесины.

    На практике основная проблема состоит в выборе между бумагой с матовым покрытием и бумагой с глянцевым покрытием.

    Качество бумаги оценивается стандартными техническими показателями, характеризующими ее потребительские и печатно-технологические свойства.

    Нормативы массы 1 м 2 печатной бумаги изменяются от 50 до 240 г. в соответствии с ГОСТом 13199.

    Толщина нормируется для бумаги с покрытием. Для остального ассортимента нормируется плотность. И толщина и плотность оцениваются по ГОСТу 27015.

    Есть еще такие важные показатели, характеризующие качество бумаги, как гладкость, прочность бумаги на разрыв, прочность бумаги на излом, которые учитываются при выборе бумаги при использовании тех или иных полиграфических технологий.

    Четыре фактора определяют выбор бумаги для книги: характер издания, категория читателя, технология полиграфического процесса, способ доставки потребителю.

    Для определения количества бумаги на издание необходимы следующие исходные данные:

    § масса 1 м 2 бумаги, на которой предполагается выпускать книгу;

    § формат книги;

    § объем книги в печатных листах;

    § тираж издания;

    § нормы отходов бумаги на технологические нужды полиграфического производства.

    Нормы отходов бумаги можно найти в книге «Нормы отходов бумаги на технологические нужды производства» (М., 1987).

    При выборе бумаги на обложку необходимо руководствоваться назначением обложечной бумаги по ГОСТу 20.283 «Бумага обложечная. Технические условия».

    Формат А мм mm Формат А мм mm
    A0 1189×841 A4 297×210
    А1 841×594 А5 210×148
    А2 594×420 А6 148×105
    А3 420×297 А7 105×74
    Формат B мм mm Формат B мм mm
    B0 1000×1414 B4 250×353
    B1 707×1000 B5 176×250
    B2 500×707 B6 125×176
    B3 353×500 B7 88×125
    1. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга
    Книжное содружество внимательно следит за разработкой и использованием новых информационных технологий, предпринимая попытки максимально использовать их, во-первых, для совершенствования книгопроизводства, а во-вторых - для изменения стратегии и тактики издательского менеджмента в условиях ожесточающейся конкуренции. Многие из тех, кто трезво оценивает ход событий, понимают, что новые «информационные галактики», которые чем дальше, тем чаще будут сменять друг друга, вовсе не отменяют всего того, что уже было принято на службу человечеством в процессе его развития. Каждый последующий этап современной информационной революции непременно включает в себя технологии всех предыдущих. Электронные средства информации, в том числе и телевидение, вопреки самым мрачным прогнозам, вовсе не стали таким уж непреодолимым препятствием для увеличения объема книгопроизводства, так же, как и сама печатная книга не перекрыла дорогу слову писанному и устному.

    В заключение стоит рассмотреть прогноз, подготовленный в 1997 г. группой «Гейдельберг» (полиграфическое машиностроение, Германия), который называется «Печатные средства информации в 2010 году: больше?.. меньше?.. исчезнут?». Разработчиками проведен серьезный многоаспектный анализ поставленной проблемы, поскольку, как справедливо замечают авторы проекта, рынок печатной продукции сильнее многих других областей экономики зависит от всех экономических и социальных факторов. Среди них: общее политическое, экономическое и технологическое развитие, рост народонаселения, экология, развитие мировой торговли, состояние воспитания и образования, развитие сферы средств информации. Составители резонно указывают также и на усложнение работы над прогнозом в связи с возникающей в процессе развития часто непредсказуемой взаимозависимостью и взаимодействием этих составляющих (мировые события последнего времени, связанные с борьбой с терроризмом, еще раз убеждают в справедливости этих утверждений).

    В основе сопоставления перечисленных факторов в их детальной спецификации авторы прогноза предложили четыре сценария развития печатных средств информации на период до 2010 г. в зависимости от соотношения типов изменения экономических и технологических (показателей). К последним относятся главным образом достижения в сфере новых информационных технологий. Таким образом, выделяется главный конкурентный печатным средствам информации детерминант, который призван взвешивать шансы печатного слова в новой инфосфере. Принципиально важным представляется замечание, сделанное авторами и вынесенное ими на отдельную страницу: «Исследуется вопрос не о том, заменят ли, а о том, в какой степени печатные средства будут заменены электронными средствами». Фактически этим замечанием уже дается ответ на часть вопроса, вынесенного в заголовок всего прогноза, и подтверждается, что речь о полной замене печатных средств электронными СМИ не идет.

    Отметим также, что для всех четырех сценариев характерен рост книжного производства от 8% до двух с лишним. Прежде чем перейти к нашей собственной оценке количественных показателей современного книгоиздания и тенденций их изменения, целесообразно сделать некоторые общие выводы из рассмотрения тех прогностических материалов, которые имеются в распоряжения специалистов к настоящему времени.

    1. Первый и, пожалуй, самый фундаментальный вывод состоит в том, что книга, а в более общей форме печать, остается одним из самых значимых средств человеческого общения, обмена социальной информацией, исторической памяти народов и важнейшей формой культуры всего человечества. Ни один из рассмотренных прогнозов развития информационных процессов в обществе не содержит каких-либо указаний на устаревание книги как многофункционального информационно-коммуникационного инструмента, потерю ею своих качеств как элемента культуры. В наиболее афористической форме выразил это во время пребывания в Москве У. Эко, профессор Болонского университета, специалист по истории и культуре средневековья, автор известных романов «Имя Розы» и «Маятник Фуко». Он сказал просто: «Спите спокойно. Книга никуда не денется» .

    2. Вопрос о том, что вновь появляющиеся СМИ и СМК вытесняют книгу из информационного пространства, заменяют собой книгу, являются неким субститутом книги, решается далеко неоднозначно. Достаточно сказать, что значительный рост книжного производства во второй половине XХ в. приходится как раз на те страны, где в наибольшей степени получали развитие новые информационные, технологии и телекоммуникационные средства: Великобританию, Германию, США, Японию. Исследователи из Британской библиотеки, разработавшие недавно прогноз электронного научного книгоиздания в Англии на период до 2003 г., вынуждены были констатировать, что даже в таких «продвинутых» сферах общественной практики, как наука, выпуск «консервативных» печатных изданий будет продолжать расти .

    3. В условиях высоких темпов развития научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а выстраиваются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку все более эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, с одной стороны, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени (книга, телевидение, радио, кино и т.д.), а с другой - активно дополняя и обогащая друг друга. Ярким примером здесь может служить все более глубокое проникновение компьютерных технологий в редакционно-издательский процесс, а также в процессы книгораспространения. Во «Введении» к популярному учебнику по книгоиздательскому делу говорится: «Компьютеризация как важнейшая часть нашей новой нарождающейся культуры окажет существенное влияние на книгоиздание и в ближайшее время, а тем более в XXI в., в двух основных направлениях.

    Во-первых, постоянно возрастающие возможности обработки (манипулирования) информации позволяют быстро и легко делать книги (а также периодические издания, видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, базы данных, CD-ROM и т.д.), которые в течение многих десятилетий будут в числе самых покупаемых товаров. Книги в этом ряду занимают особое место. Это наименее капиталоемкое производство, здесь низкие цены и наиболее дружественный интерфейс. Они не требуют никакого дополнительного оборудования при использовании и их всегда можно взять с собой в дорогу.

    Во-вторых, способность компьютеров быстро обрабатывать огромные базы адресных данных позволяет использовать их как в огромных издательских конгломератах, контролирующих 75% всех книжных продаж, так и в небольших предприятиях, ориентирующихся на ограниченные контингента читателей. Последнее имеет весьма существенное значение, так как читатели грядущего века будут более требовательными к учету своих интересов и уровню обслуживания. Компьютер быстро излечивает нас от синдрома мышления массовыми категориями» .

    4. Степень взаимного влияния различных информационных технологий учесть чрезвычайно трудно, поэтому при разработке концепции прогноза будущего развития приходится опираться, главным образом, на прошлый опыт, результаты ситуационного анализа, а иногда и престо на здравый смысл.

    Издательская продукция на всех процессах творческой деятельности и производства подлежит измерению с точки зрения объемов выполнения работ. Как измерить работу автора, редактора, корректора, художника? Как определить объем издания? Как подсчитать количество бумаги, картона, переплетных материалов на издание? Как оценить в количественном отношении деятельность издательства, типографии? Для того чтобы ответить на все эти вопросы, введены ряд понятий, служащих единицами измерения издательской продукции.

    Один авторский лист равен 40000 печатных знаков, включающих все буквы, знаки, символы, пробелы между словами. Если измеряется иллюстрационный материал, то подсчет ведется по площади, а именно: 1 авторский лист равен 3000 кв. см. Объем стихотворного текста ведется из расчета: 1 авторский лист = 700 строк.

    Учетно-издательский лист - единица измерения объема издательской продукции после редакционно-издательской обработки, при ее выпуске в свет.

    Один учетно-издательский лист также равен 40000 печатных знаков, 700 строк стихотворного текста, 3000 кв. см. иллюстраций. Но в объем, измеряемый учетно-издательскими листами, включаются, кроме авторского текста, примечания, предисловие, вступительные и заключительные статьи, справочный аппарат издания, выходные сведения и т. п.

    Бумажный лист - единица расчета количества бумаги на издание. Основные характеристики бумажного листа - формат и вес одного квадратного метра.

    Формат бумажного листа - размер ширины и длины листа в сантиметрах.

    Выпускаемые в России и утвержденные стандартами форматы бумажных листов таковы: 60х70, 60х84, 60х90, 60х108, 70х84. 70х90, 70х100, 70х108, 75х90, 84х90, 84х100, 84х108 (см. ГОСТ 132-78 Бумага для печати. Размеры). Номенклатура бумаги по весу 1 квадратного метра бумаги в граммах: 40, 50, 60, 63, 65, 70, 71, 80, 85, 90, 100, 110, 120, 140, 160, 180, 200, 240, 250.

    Физический печатный лист - единица измерения объема печатного издания, отражающая поверхность бумажного листа с напечатанным на ней текстом и иллюстрациями.

    Если печать осуществлена с двух сторон, то, очевидно, что один бумажный лист содержит два физических печатных листа. При любом формате физический печатный лист содержит количество страниц, равное доле бумажного листа (то есть, при доле бумажного листа в 1/16, число страниц на 1 физический лист составляет 16; в книге объемом в 10 физических печатных листов будет содержаться 160 страниц).

    Условный печатный лист - универсальная единица измерения физического объема печатного издания, позволяющая более эффективно оценивать работу издательства и полиграфического предприятия. Сущность понятия «условный лист» - в сведении всех многочисленных форматов выпускаемой продукции в один.

    Это дает возможность быстрого подсчета расхода бумаги на продукцию разных форматов (например, при составлении производственного плана). Для этого формат 60х90 см принят за единицу, остальные умножаются на коэффициент, выводимый путем деления площадей других форматов на площадь формата 60х90, то есть на 5400 кв. см. Существует таблица коэффициентов перевода, например: при формате 60х70 см коэффициент составляет 0,78; 60х84 - 0,93; 75х90 - 1,25; 84х100 - 1,56; 84х108 - 1,68 и т. п. Таблицы переводных коэффициентов приведены в справочниках по техническому редактированию.

    Формат издания - размер страницы издания, измеряемый либо в миллиметрах (ширина на длину) после обрезки (например: 128х200, 143х225, 218х165 и т.п.), либо долей бумажного листа избранного формата (например:60х90 1/8, 70х108 1/32, 84х108 1/64 и т. д.).

    Типовые, закрепленные в стандарте, доли печатного листа - 1/8, 1/16, 1/32. Выбор формата издания зависит от функционального назначения, содержания, объема, читательской аудитории и регламентируется «ГОСТ 5773-90 Издания книжные и журнальные. Форматы». (см. приложение № 4)

    В соответствии с этим стандартом для книг и журналов устанавливается 11 форматов, в том числе (в порядке возрастания размера бумажного листа): 60х84 в 1/16 и 1/32 доли; 60х90 в 1/8 и 1/16; 70х90 в 1/16 и 1/32; 75х90 в 1/32; 70х100 в 1/16 и 1/32; 84х108 в 1/16 и 1/32 доли листа. Для миниатюрных (сувенирных изданий) в соответствии с ГОСТ применяются: 1/64, 1/128, 1/256 и 1/512 доли листов размерами 60х84, 60х90, 70х90, 70х100, 70х108 и 84х108. Самый маленький размер страницы после обрезки для миниатюрных изданий составляет 21х27 мм.

    Кроме понятия «Формат издания» существуют понятия «Формат набора» (длина наборной строки в квадратах) и «Формат полосы набора» (размер полосы по ширине и высоте в квадратах).

    Вопросы для контроля и углубленного изучения

    • 1. Перечислите единицы измерения издательской продукции, каково их назначение.
    • 2. Что такое «авторский лист» («учетно-издательский», «физический», «бумажный»), его назначение и параметры.
    • 3. В чем сущность и значение понятия «условный печатный лист»?
    • 4. Понятие «формат издания» и способы его измерения.

    История полиграфии

    Самой древней техникой печати считается ксилография (с греческого - рисовать по дереву). Уже в 9 веке нашей эры данная техника письма широко применялась.
    В 1452 году в первой типографии, основанной Иоганном Гутенбергом, впервые была напечатана книга на станке, изобретённом им же. Печать осуществлялась новым методом, при помощи наборных выпуклых букв.

    Именно этот метод печатного станка стал основной платформой для создания современных видов печати, широко начал использоваться сначала в Германии, потом в Италии, Франции, и быстро получил признание по всей Западной и Восточной Европе.

    В России первая типография появилась во времена правления Ивана Грозного в 1553 году, там и была напечатана первая книга - «Апостол», авторами которой являлись Иван Фёдоров и Петр Мстиславец. Книга была написана очень грамотно, без каких либо ошибок и помарок. Работа была выполнена великолепно!

    Трудно представить себе нашу жизнь без книг, газет, журналов, поздравительных открыток, и прочей печатной продукции. Все виды печати производится именно в типографиях, где сначала производится подготовка к печати, сама печать, и обработка уже после печати.

    Полиграфия- (с греческого - много писать) - это промышленная и техническая отрасль, где занимаются размножением печатной, типографической продукции. Технической базой полиграфии стал печатный станок Иоганна Гутенберга. Полиграфия считается так же совокупностью промышленных предприятий, работающих на изготовлении любой печатной продукции.

    Полиграфию можно разделить на 3 процесса: формный – процесс изготовления формы для печати; печатный – получение копий оригинала; отделочный - завершение изготовления печатной продукции.

    Соединение формных и печатных процессов, при применении для них оборудования (для небольшого тиража) – называется оперативной полиграфией (быстрой).

    Отделочный процесс зависит от вида самой печатной продукции. Большую сложность представляют брошюровочно-переплётные процессы, которые применяются в изготовлении книг и журналов.

    Так же в полиграфии различают особые её виды технологий:
    Ароматическая полиграфия – данная технология основана на добавлении ароматических веществ в типографскую краску.
    Стереоэффект - при просмотре полученного изображения, кажется, предмет находиться совсем близко от вас. Такой эффект основан на смещении нескольких слоёв изображения относительно друг друга, и перекрытии одного изображения другим.

    Полиграфические услуги – Совокупность типографии и полиграфии.
    Именно совместное их применение образует промышленность всей печатной продукции.
    В наше время можно оформить заказ совершенно на любой вид печати. Очень много типографий по всему миру оказывают свои услуги, как и юридическим лицам (предприятиям, организациям), так и физическим (любому дееспособному человеку).

    Большой ряд разнообразных видов и наименований:
    -Продукция информационного характера - книги, газеты, журналы…
    -Продукция рекламного характера - листовки, буклеты, брошюры, плакаты, каталоги, изготовление упаковок и этикеток.
    -Художественная (акцидентная) продукция - визитки, папки, конверты и бланки, афиши, дипломы, пригласительные билеты и открытки.
    - Изготовление календарей (карманные, настенные, настольные, и пр.), поздравительных открыток.
    И множество других полиграфических услуг.

    2Типографская система измерений (типометрическая система)

    Размер (кегль) типографского шрифта по высоте измеряется в типографских пунктах. Основу современной типометрической системы заложилв середине XVIII в. французский словолитчик и типограф Пьер Симон Фурнье (Pierre Simon Fournier). К концу XVIII в. эту систему усовершенствовал другой французский типограф Фирмен Дидо (Firmin Didot), а к концу XIX в. она была принята в измененном виде в Англии и Америке.Сейчас применяется две системы типографских измерений, отличающихся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,376 мм, и англо американская система (English American point system), где 1 пункт равен0,351 мм. В ХХ веке и та, и другая система подверглись не которому округлению в целях более удобного перевода в метрическую систему. Например, 1 пункт Дидо стал равняться 0,375 мм, а в англо американской 0,352 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (25,2 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо американской).

    Единицы измерения, используемые в полиграфии.

    Авторский лист-единица измерения объема текста и изобрази­тельного материала литературного произведения (рукописного и печатного). Он равен 40 тыс. печатных знаков (печатными знаками считаются все видимые знаки - буквы, знаки препинания, цифры и т. д. и пробелы между ними). К 1ому авторскому листу приравнивается также 700 строк стихотворного текста или 3 тыс. см2 площади изображений, занятых в готовом издании (а не в оригиналах). Авторский лист служит для измерения авторского труда, а также труда рецензентов, научных и литературных редакторов. Издательский или учетно-издательский лист - единица измере­ния объема отпечатанного литературного произведения (текста и изобразительного материала) и равен, как и авторский лист, 40 тыс. знакам, или 700 строк стихотворного текста, или 3 тыс. см2 изображений. В отличие от авторского листа в учетно-издательских листах измеряется объем всего издания, включая и тот материал, который составлен издательством (оглавление, аннотации, редакци­онное предисловие и т. д.). Объем издания в учетно-издательских листах всегда больше объема этого же произведения в авторских листах. Учетно-издательский лист служит калькуляционным измерителем стоимо­сти издательской продукции и единицей измерения труда редакции - издательских работников (редакторов, корректоров, тех. редакторов). Печатный лист - единица измерения объема печатной продук­ции, которая выражается 2мя понятиями: физ. печатный лист и условный печатный лист. Физ. печатный лист представляет собой бумажный лист любого стандартного для книжной и журнальной продукции формата (от 600X840 мм), запечатанного с 1ой стороны, или его половину, запечатанную с 2х сторон. Т.к. стандартные бумажные листы отличаются друг от друга по площади, то во многих случаях для определения общего объема продукции удобнее пользоваться условным печатным листом, приведенным к формату бумажного листа 600X900 мм. Приведение к условным листам физ. печатных листов, имеющих др. форматы, производится по коэффициентам, учитывающим площадь приводимых листов. Например, коэффициент перевода для формата 600X840 мм равен 0,93, для 700X900 мм - 1,17, для 700X1000 мм -1,30, для 840X1080 мм- 1,68. Объем газетных изданий обычно исчисляется в полосах основного формата газет, т. е. А2 (420X595 мм), а также и в печатных листах.

    6 спуск полос

    Спуск полос - процесс размещения полос издания на монтаже и печатной форме, обеспечивающий после фальцовки и резки оттисков требуемое чередование страниц в тетрадях либо при печати изделий малого формата (например, визиток) на бумаге и печатной машине большого формата (А3, А2…) - размещение необходимого количества изделий в требуемой пропорции.

    Операции по спуску полос входят в обязанность предпечатников (PrePress).

    Техника подготовки печатных страниц

    На картинке показан процесс подготовки к печати 16-страничной тетради. На одной странице печатного листа расположены восемь страниц будущей тетрадки, и соответствующие им восемь страниц размещены с обратной стороны. После печати получившийся лист сгибают пополам вертикально, так что страница 2 оказывается напротив страницы 3. Затем лист сгибают горизонтально, так что 4 оказывается напротив страницы 5. Завершает процесс третий сгиб, когда девятая страница оказывается напротив восьмой. Конечный результат сгибания и разрезания показан на нижней картинке.

    [править]Программный спуск полос

    В настоящее время спуск полос можно осуществлять как из программ компьютерной вёрстки, так и при помощи отдельных специализированных программ.

    Распространённые программы вёрстки, такие как Adobe PageMaker, QuarkXPress, Adobe InDesign имеют модули спуска полос собственной или сторонней разработки. Также для спуска полос используются специализированные программы, например: Inposition (DK&A), Imposition Publisher (Farrukh Systems), Presswise (Luminous), Strip It (One Vision), Preps (Kodak, ранее Creo, до этого ScenicSoft) и Impostrip (Ultimate). Если макет предоставлен в формате pdf - спуск полос можно осуществить в программе Adobe Acrobat при помощи плагина Quite Imposing Plus или при помощи свободного пакета impose+

    Современные технологии используют комплексный подход к подготовке издания. Частью такого комплекса является спуск полос с учетом технологических особенностей полиграфического производства. Новатором в этом выступила компания Fujifilm, разработав систему XMF, позволяющую визуализировать компьютерную, объемную модель спуска .

    Спусковая полоса - в книжном деле первая полоса главы, части или раздела издания, выполненная с отступом в верхней части по сравнению с полосами основного текста.

    7 растрирование
    В электронном растрировании преобразование полутонового изображения в растровое осуществляется без использования фотомеханического растрового эффекта, то есть изображение печатных элементов заданной площади формируется в оптическом тракте экспонирующего устройства.

    Экпозиция скрытого изображения имеет распределение прямоугольной формы(в виде буквы П), которому соответствует после проявки аналогичное распределение относительных плотностей (почернений)на фотослое. Это распределение формируется различными способами, в основе которых лежат непрерывность или дискретность изменения площади получаемых точек.

    При электронном растрировании на плотность точки влияют отклонения экспозиции, чувствительности, контраст фотоплёнки, режим её обработки. Размер точки, её резкость менее восприимчивы к этим нестабильностям, чем в оптическом растрировании.

    В электронном растрировании используются высококонтрастные плёнки.


    Похожая информация.




    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта