Главная » Youtube » Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей. Специальная оценка условий труда: что это такое? Цель специальной оценки условий труда Оценка условий труда осуществляется по

Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей. Специальная оценка условий труда: что это такое? Цель специальной оценки условий труда Оценка условий труда осуществляется по

Специальная оценка условий труда - это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника - это одна из основных обязанностей работодателя , и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ. От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников. Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Какие рабочие места надо оценивать?

Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда. По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января 2014 года, спецоценка - это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники). Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу. А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги , то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями. Трудовое законодательство на них не распространяется.

Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель. Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке; утверждает график ее проведения; проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

Не очень понятно - как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником. Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце 2014 года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для . Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций , имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда.

За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица - от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации - от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.

Как проходит специальная оценка условий труда?

Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;

Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% - для опасного.

По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления. Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда. Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля 2014 года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) по ныне действующим правилам проводится с 2014 года. Никаких изменений правил в текущем году, по сравнению с прошлыми периодами, нет, но до 01-01-19 г. все фирмы обязаны провести оценку рабочих мест по новым правилам.

Не предусмотрел законодатель особенности проведения этой процедуры и для представителей малого бизнеса. СОУТ проводится специальными аккредитованными организациями, за плату. Существуют ситуации, при которых СОУТ фирме проводить и оплачивать не нужно. У малого предприятия больше, чем у представителей среднего и крупного бизнеса, возможностей сделать это.

Что такое СОУТ

Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя. Однако если СОУТ выявила наличие вредных, опасных условий (3.0 и 4.0 классы), сотрудники, занимающие такие рабочие места, имеют право на повышенную оплату труда (4% и более от оклада, т. ставки) и сокращенную рабочую неделю (максимальная продолжительность — 36 часов).

Законодательная база, регламентирующая СОУТ и его результаты:

  • ФЗ №426 от 28-12-13 г. «о СОУТ»;
  • приказ Минтруда №33 от 24-01-14 г. (содержит методику проведения СОУТ);
  • приказ Минтруда №80 от 07-02-14 г. (содержит порядок подачи декларации по СОУТ);
  • ТК РФ, в частности ст. 147, 92 (защищает права сотрудников, если рабочим местам присвоены 3 и 4 класс по результатам СОУТ);
  • КоАП, в частности ст. 5.27.1 (регламентирует штрафы по СОУТ).

СОУТ на малых предприятиях, микропредприятиях проводится в соответствии с указанными документами.

До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2019 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2018 года провести спецоценку рабочих мест был обязан , по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.

Как проводить СОУТ

Спецоценка условий труда проводится сторонней организацией, которая:

  • не зависит от работодателя (например, не является филиалом или представительством);
  • имеет СОУТ основным видом деятельности;
  • прошла аккредитацию в соответствии с приказом Минсоцразвития №205н от 01-04-10 г.;
  • имеет штат специалистов (5 и более), наделенных правом проводить такую оценку, минимум одного из них, имеющего соответствующее профильное образование по специальности (трудовая, общая гигиена, лабораторные исследования санитарно-гигиенического характера);
  • имеет укомплектованную для проведения СОУТ лабораторию.

Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.

Для малых предприятий установлено следующее:

  • в комиссии должен состоять руководитель (персонально) либо ИП;
  • в комиссии должен быть специалист по ОТ.

В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).

Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).

По результатам проведения спецоценки сторонняя специализированная организация составляет документ – отчет, который подписывает комиссия. Возражения комиссии или одного из его членов, если они возникают, прилагаются к отчету.

Отчет нужен для:

  • списания затрат на проведение СОУТ;
  • планирования и списания затрат на ОТ;
  • формирования тарифа по ДСВ.

Новые рабочие места, в соответствии с законом, должны быть аттестованы в течение полугода. Такой же порядок действует, если технология, применяемая на каких-либо рабочих местах, была существенно изменена.

Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически. Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.

По итогам спецоценки условий труда фирмой подается в территориальную инспекцию по труду декларация. Это нужно сделать не позднее 30 дней после того, как документ был утвержден.
Декларация действует 5 лет, этот срок можно продлить при отсутствии профзаболеваний и травматизма в рабочем коллективе.

Заполняется документ согласно приказу Минтруда №80н.

Сколько это стоит

Размер оплаты работы специализированных организаций, оказывающих услуги в области СОУТ, законодательством не регламентируется.

На цену оказывают влияние следующие основные факторы:

  • средняя рыночная стоимость услуг;
  • размер фирмы, число рабочих мест;
  • наличие или отсутствие негативных факторов и степень их влияния;
  • объем, полнота технической документации, описывающей негативные факторы.

На сегодняшний день рыночная цена за одно рабочее место составляет от 800-900 рублей и выше.

«Экономия» может дорого обойтись

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):

  • на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
  • на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
  • на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.

Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.

Когда проводить СОУТ нет необходимости

СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.

Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.

Итоги

  1. Спецоценку условий труда (СОУТ) подавляющему большинству хозяйствующих субъектов нужно завершить до конца текущего года.
  2. Для малых предприятий исключений не предусмотрено.
  3. Для проведения СОУТ заключают договор со специализированной сторонней организацией.
  4. Цены на услуги спецоценки не столь высоки, как штрафы за нарушение законодательства.
  5. Малые предприятия находятся в выгодном положении, поскольку имеют небольшое количество рабочих мест.
  6. Если в штате МП надомники или дистанционные работники, СОУТ они могут не проводить.

Узнайте, кому поручить выполнение СОУТ на предприятии, на что обратить внимание при выборе экспертов и какие именно рабочие места подлежат проверке. Форму итогового отчета о проведении СОУТ вы найдете в статье.

В статье:

Скачайте полезные документы:

Что значит обязательная оценка условий труда

Понятие «» (СОУТ) появилось в российском законодательстве сравнительно недавно и, как любое новое явление, вызвало немало вопросов. Кто должен пройти спецоценку условий труда, как это правильно сделать и что грозит тем, кто отказался от ее проведения?

Начиная с 2014 года, после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, проводить СОУТ обязаны все работодатели независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности предприятия. Это требование распространяется и на юридических лиц, и на индивидуальных предпринимателей. Исключение из общего правила составляют лишь физические лица, не имеющие статуса ИП, но при этом нанимающие персонал (например, для помощи по дому), и религиозные организации.

Приказ о проведении специальной оценки условий труда (с графиком проведения спецоценки)

★ СОУТ - очень важная процедура, поскольку ее результаты отражаются не только в итоговом отчете экспертов, но и в трудовых договорах с работниками: закон требует достоверно прописывать условия труда на всех рабочих местах, кроме надомных и дистанционных. Отделаться общими фразами - не вариант. Если инспектор ГИТ обнаружит, что условия в трудовом договоре не соответствуют реальным, расходятся с отчетом экспертов или вовсе не указаны, компанию могут оштрафовать на 100 000 рублей.

Какие гарантии и компенсации предоставлять работникам по итогам спецоценки

Кто должен проходить специальную оценку условий труда

Порядок проведения СОУТ регламентирован федеральным законодательством. Государственные и муниципальные учреждения - единственные, кто должен пройти специальную оценку условий труда по особым правилам, установленным нормативно-правовыми актами о муниципальной и государственной гражданской службе. Состояние рабочих мест на всех остальных предприятиях, как в офисных помещениях, так и на производстве, оценивается по общему стандарту. При этом не имеет значения, кому принадлежит компания: филиалы и представительства иностранных организациях должны проводить СОУТ, если они находятся на территории Российской Федерации.

Освобождаются от обязательной спецоценки только два типа рабочих мест:

  • надомные - для выполнения сотрудниками работы на дому с использованием собственных или предоставленных работодателем материалов и инструментов;
  • - для выполнения работы вне стационарного рабочего места, за пределами территории или объектов, принадлежащих работодателю (сотрудник сам выбирает место работы, а взаимодействие с нанимателем осуществляется с помощью телефона, интернета, почтовой связи).

Если абсолютно все сотрудники организации работают на дому или дистанционно, работодатель вправе не проводить СОУТ. Но если хотя бы малая часть работников, например, персонал административного отдела, работает в арендованном работодателем или принадлежащем ему помещении, спецоценка условий их труда необходима. Ни частые разъезды сотрудников, ни постоянное выполнение работы на территории заказчиков не считаются законной причиной для отказа от СОУТ для тех, кто обязан проводить специальную оценку условий труда (ст. 8 закона № 426-ФЗ, ст. 2 и 212 ТК РФ).

Как отразить условия труда на новом рабочем месте, если спецоценку еще не провели

★ Кто должен провести специальную оценку условий труда в арендованных помещениях - собственник или арендатор? Закон отвечает на этот вопрос однозначно: ответственность за проведение СОУТ лежит на работодателе, который создает рабочие места, а какие помещения и объекты он при этом использует - собственные или арендованные - значения не имеет.

Какие организации проводят специальную оценку условий труда

Чтобы результаты СОУТ признавались официальными инстанциями, процедуру должны проводить эксперты из аккредитованной организации, получившей допуск к этому виду деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599 . Экспертов привлекают на основании гражданско-правового договора на оказание услуг.

Исполнитель по договору должен:

  • успешно пройти аккредитацию в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития от 01.04.2010 № 205н, и войти в опубликованный на официальном сайте Минтруда список аккредитованных организаций;
  • прописать в уставных документах проведение СОУТ в качестве основного вида или одного из видов осуществляемой деятельности;
  • насчитывать в штате не менее пяти сертифицированных экспертов, из них как минимум один должен иметь высшее образование по специальности «санитарно-гигиенические лабораторные исследования», «общая гигиена», «гигиена труда»;
  • иметь собственную аккредитованную испытательную лабораторию или центр для исследования измерений вредных факторов производственной среды.

Как прописать условие о результатах специальной оценки условий труда в трудовом договоре, рассказывает Анастасия Зайцева, партнер, руководитель практики трудового права Balashova Legal Consultants

★ Выбирая исполнителя, пройдитесь по списку обязательных условий: если хоть одно из них не соблюдено, не заключайте договор на проведение СОУТ. Отчет, оформленный по результатам такой оценки, будет недействительным, а работодатель потеряет и время, и деньги. Чтобы избежать штрафа, ему придется заказывать и оплачивать спецоценку повторно.

Кто должен проводить спецоценку условий труда в качестве эксперта? Только сертифицированный специалист, прошедший аттестацию на право выполнения работ по СОУТ.

Необходимо получить:

  • полное высшее образование;
  • дополнительное профессиональное образование по вопросам охраны труда (курс продолжительностью не менее 72 часов);
  • опыт практической работы в области СОУТ не менее трех лет.

Сертификат эксперта выдается только лицам, прошедшим все три этапа подготовки!

Важно! Правила сертификации закреплены Федеральным законом №426-ФЗ, а порядок формирования государственного реестра экспертов и форма сертификата - приказом Минтруда от 24.12.2014 № 32н .

СОУТ проводят организации и предприниматели, использующие наемный труд, если только речь не идет о персонале, работающем дистанционно или на дому. Поэтому каждый работодатель должен знать, что представляет собой спецоценка условий труда, обязательно ли проводить это мероприятие и где найти квалифицированных экспертов. Убедитесь, что организация, которая будет проводить СОУТ, имеет доступ к лаборатории и насчитывает не менее пяти сертифицированных специалистов, внесенных в государственный реестр экспертов, иначе оценку придется проводить повторно.

С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда

СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

Кому необходимо проводить СОУТ?

Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;

2) Работодателям - физическим лицам.

Что подлежит спецоценке?

Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой СОУТ

С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ , спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда. Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая СОУТ?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru . В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные (для классов «вредный» - от 2 до 7% и «опасный» - 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение

Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.

21.08.2014

Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) и 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ вТрудовой кодекс РФ внесены поправки, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

С 1 мая 2016 г. вступил в силу Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»».

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", работодателем подается уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее - Декларация по СОУТ) с включением в нее данных рабочих мест.

Уточненная декларация подается на места, подверженные спецоценке в 2014, 2015 г. и до 1 мая 2016г. и не задекларированные до этого времени. На спецоценку, проведенную после 1 мая 2016г. и по настоящее время продолжает действие ограничение подачи декларации в 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – спецоценка). За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Декларация соответствия условий труда составляется работодателем и подается в Государственную инспекцию труда в городе Москве или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

Для подачи декларации почтой

сопроводительное письмо с номером телефона исполнителя

Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 1 экз. оригинал

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx, (диск/ флешка)

Также декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) по ссылке: https://declaration.rostrud.ru/ .

Составление декларации и подача ее в Государственную инспекцию труда в городе Москве - это обязанность работодателя (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Декларация подается по форме согласно Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (ред. от 14.11.2016) "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда" (в ред. Приказа Минтруда №642н от 14 11.2016г.)

Срок действия декларации - 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Данный срок продлевается каждые пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ могут привести к прекращению ее действия (например, несчастный случай на производстве с работником, занятым на задекларированном рабочем месте) (ч. 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).

Реестр экспертов, проводящих СОУТ размещен на сайте Минтруда России по ссылке: http://akot.rosmintrud.ru/sout/experts/ .

Документы, необходимые для предоставления в Государственную инспекцию труда в городе Москве:

· Декларация соответствия условий труда (форма 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14.11.2016 N 642н) – 2 экз. (оригинал + копия)

· Заключение экспертов по результатам специальной оценки условий труда (копия)

· Титульный лист отчета («Утверждаю») (копия)

· Декларация на электронном носителе (Word, в формате docx,) (флешка, возвращаем)

· Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда

Материалы необходимо привезти в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу:



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта