Главная » Авито » Как просчитать услуги по финансовой логистике. Основные характеристики финансовой логистики

Как просчитать услуги по финансовой логистике. Основные характеристики финансовой логистики

  • 4.Функциональные области логистики: особенности приложения логистических технологий в ключевых и поддерживающих логистических функциях
  • 5. Логист. Потоки как объекты управления и исследования в логистике, их параметры. Системы узловых воздействий на ресурсопотоки
  • 6.Логистические операции, процессы и циклы: проблемы оптимизации
  • 8.Правило 7(8) r и современные требования к управлению предпритием.
  • 9. Логист. Система и логистический бюджет предприятия
  • 10.Логистическая миссия и стратегия предприятия: пути реализации
  • 11. Логистические концепции и технологии.
  • 13Логистическая координация и логистический менеджмент в современных условиях
  • 14. Международная логистика и её развитие: влияние регионализации и глобализации
  • 15. Особенности применения правил инкотермс в международной логистике
  • 16. Грузопереработка и логистические принципы ее организации
  • 17. Понятие, цели и задачи финансовой логистики
  • 18. Принципы управления финансовыми потоками.
  • 19. Управление стадиями логистического финансового цикла предприятия и оптимизация логистических потоков
  • 20. Методы максимизации финансовых потоков предприятия в логистике
  • 21. Аналитический инструментарий финансовой логистики
  • 22. Склады, их определение, виды и фукции.
  • 23 Логистический подход к проектированию склада
  • 24 Разработка системы складирования
  • 25. Логистическая организация складских процессов
  • 2.Операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:
  • 3 Операций, связанные с реализацией товаров в соответствии с заказами потре­бителей:
  • 26. Показатели эффективности деятельности складской логистической подсистемы
  • 27 Классификация и характеристика грузов в логистике
  • 28 Логистические требования к таре и упаковке грузов в процессе транспортировки и складирования
  • 29. Место запасов в логистической системе. Функции и виды запасов.
  • 30. Системы контроля состояния запасов и направления их совершенствования
  • 32.Применение правила парето, авс-анализа и хyz-анализа в управлении логистической системой предприятия
  • 33.Задачи сервисной логистики и показатели уровня логистического обслуживания клиентов
  • 34.Формирование системы логистического сервиса предприятия
  • 35. Основные понятия производственной логистики. Преимущества и недостатки систем mrp I, mrp II, erp.
  • 36. Логистические подходы к организации производственного процесса во времени
  • 37. Информационная логистика: сущность, задачи и функции
  • 38. Управление информационными логистическими потоками. Электронный документооборот
  • 39. Сущность и механизмы закупочной логистики
  • 2. Исследование рынка закупок
  • 3. Выбор поставщика
  • 5. Контроль поставок.
  • 6. Подготовка бюджета закупок
  • 40. Методы закупок и задачи выбора поставщика
  • 41 Сущность, задачи и принципы транспортной логистики
  • 42 Транспортное обеспечение логистических процессов в экономике
  • 43 Виды транспортных средств и перевозок, транспортные тарифы
  • 44 Сущность, функции и задачи распределительной логистики
  • 45. Организация и формирование сетей и каналов распределения. Логистическая цепь.
  • 46. Современные проблемы транспортно-экспедиционного обеспечения распределения товаров
  • 48. Управление затратами в логистических системах и подсистемах
  • 49. Виды логистических посредников и их роль в повышении эффективности логистических процессов
  • 50. Профессиональные обязанности специалиста и менеджера по логистике. Логистический аудит и контроллинг логистической системы.
  • 17. Понятие, цели и задачи финансовой логистики

    Финансовая логистика – одна из концепций финанс. менеджмента, решающая проблемы не только оптимизации собственно финансовых потоков предприятий и организаций, но и интегрированного управления логис. потоками в экономических системах.

    Логистический финансовый поток – направленное движение финансовых средств (денежных, валютных средств и ценных бумаг), циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, с целью эффективного обеспечения материального (ресурсного), товарного и сервисного потока, роста рентабельности бизнес-деятельности.

    Финансовый логистический процесс – определенным образом организованная во времени последовательность выполнения финансовых операций, которая позволяет достичь поставленных целей с оптимальной затратой ресурсов. Цикл движения финансовых средств – постоянно повторяющийся процесс, который сопровождает и опосредует логистический цикл движения товаров и услуг.

    Задачи финансовой логистики:

      Изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования.

      Определение потребности в финансовых ресурсах, выбор источников финансирования, мониторинг финансового рынка.

      Построен алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования.

    4. Установление последовательности движения денежных средств по бизнес-процессам.

    5. Координация финансовых и материальных потоков на основе информац. технологий.

    6. Формирование и регулирование запасов (резервов) финансовых средств.

    7. Создание оперативных систем связи между субъектами логистической цепи и организацией обработки информационных потоков.

    Для реализации концепции финансовой логистики необходимо решение задач, связанных

      со структурированием основополагающих потоков (финансовых, информационных, материальных); определением их характеристик;

      выбором инструментов воздействия; разработкой механизмов реагирования на изменение параметров внутренней и внешней среды;

      обеспечением информационной поддержки управляющих воздействий.

    Основными финансовыми показателями работы логистической системы за период являются: материалопоток (товарооборот, выручка), доходы, затраты, прибыль, рентабельность, точки рентабельности и безубыточности. С точки зрения логистики финансов прогрессивность хоз. систем достигается не столько наращиванием их материально-технической базы, сколько совершенствованием ее обеспечения финансовыми ресурсами.

    18. Принципы управления финансовыми потоками.

    Опора на современные принципы лог-ки финансов в управленческой деятельности позволяет компенсировать неопределенность факторов постоянно меняющейся внешней среды. Принципы логистики финансов:

    1. принцип системности предполагает формирование интегрированной системы управления финансовыми потоками в рамках финансовой логистической системы;

    2. принцип синергичности выражает возможность за счет согласованности действий во всех взаимосвязанных процессах добиться большего эффекта в целом по структуре;

    3. принцип эмерджентности заключается в свойстве выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только финансовой логистической системой в целом, а не отдельными ее элементами;

    4. принцип обратной связи, в соответствии с которым цели и задачи финансовой логистики определяются требованиями рынка;

    5. принцип оптимальности заключается в обеспечении наибольшаей эффективности функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы;

    6. принцип динамичности что заключается в прогрессивной динамике, которая выражается в развитии, стремлении к совершенствованию;

    7. принцип инициативности предполагает реакции на вероятные события, возможности создавать и регулировать условия, положительно влияющие на процессы;

    8. принцип гибкости предполагает высокую степень приспособляемости финансовой логистики к условиям ее функционирования;

    9. принцип надежности заключается в обеспечении бесперебойного финансового обслуживания материальных потоков;

    10. принцип научности предполагает усиление расчетного начала на всех стадиях управления финансовым потоком от планирования до анализа;

    11. принцип конкретности предполагает четкое определение конкретного результата цели перемещения финансового потока; 12. принцип компьютеризации и автоматизации означает использование новейших информационных технологий и программного обеспечения.

    Реализация принципов логистики финансов на практике ведет к существенному сокращению затрат на перемещение и сохранение материальных, человеческих и финансовых ресурсов, повышению сбалансированности в управлении логистических цепей и систем, ритмичности функционирования структур и подразделений логистических систем. Данные принципы позволяют повысить качество организационного проектирования и перепроектирования (инжиниринга и реинжиниринга), обеспечить системный подход к управлению современными логистическими системами в национальной экономике.

    Основные понятия и принципы финансовой логистики

    Санкт-Петербург

    Специальность 080506 – Логистика и управление цепями поставок

    ФИНАНСОВАЯ ЛОГИСТИКА

    С. Е. Барыкин

    Кафедра логистики и организации перевозок

    Санкт-Петербургский государственный

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    инженерно-экономический университетʼʼ

    Конспект лекций

    Допущено

    редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

    в качестве учебного издания

    Составитель

    д-р экон. наук, доц. С.Е. Барыкин

    Рецензент

    д-р экон. наук, проф. Е.Р. Счисляева

    Подготовлено на кафедре

    Логистики и организации перевозок

    Одобрено научно-методическим советом специальности

    080506 – Логистика и управление цепями поставок

    представленного составителœем

    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 4

    ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ КАК НАУКИ. МЕСТО ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ.......................................................................................................................... 6

    ТЕМА 2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ЗАПАСАМИ В МИКРОЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ........................................... 19

    ТЕМА 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ОБЪЕКТАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ.............................................................................. 44

    ТЕМА 4. СИСТЕМА МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ЗАПАСАМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ....................................................... 57

    ТЕМА 5. НЕЙРОСЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ЗАПАСАМИ................................................................................................ 66

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 78

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................... 79

    ВВЕДЕНИЕ

    Целью дисциплины ʼʼФинансовая логистикаʼʼ является формирование у студентов знаний о реализации функций финансов в логистических системах, логистических моделях и методах управления финансовыми потоками компании.

    Задачами дисциплины являются:

    · Формирование понятия финансового потока, его назначения и места в системе логистического менеджмента;

    · Изучение основ стратегического управления обеспечением финансовыми ресурсами компании;

    · Рассмотрение вопросов распределœения финансовых ресурсов по направлениям вложения;

    · Изучение методов группировки объектов финансирования;

    · Изучение методики внедрения интегрированного управления финансовыми и материальными потоками в логистической системе;

    · Логистические модели формирования денежного запаса компании.

    Дисциплина ʼʼФинансовая логистикаʼʼ является дисциплиной специализации ʼʼУправление цепями поставокʼʼ специальности 080506 – Логистика и управление цепями поставок.

    Дисциплина ʼʼФинансовая логистикаʼʼ базируется на дисциплинах ʼʼОсновы логистикиʼʼ, ʼʼСтратегический и инновационный менеджментʼʼ, ʼʼФинансовый менеджментʼʼ, ʼʼОперационный (производственный) менеджментʼʼ, ʼʼУправление цепями поставокʼʼ, ʼʼЭкономические основы логистики и управления цепями поставокʼʼ, ʼʼЛогистика снабженияʼʼ, ʼʼЛогистика производстваʼʼ, ʼʼЛогистика распределœенияʼʼ, ʼʼУправление запасами в цепях поставокʼʼ, обеспечивает дисциплины ʼʼУправление проектами в логистикеʼʼ, ʼʼУправление логистическими рисками в цепях поставокʼʼ и ʼʼИнтегрированное планирование цепей поставокʼʼ.

    Предлагаемый читателю конспект лекций является основой для самостоятельной работы при изучении дисциплины ʼʼФинансовая логистикаʼʼ направлен на формирование системного представления об интегрированном управлении взаимосвязанными материальными и финансовыми ресурсами в логистических системах.

    Рабочая программа дисциплины предусматривает пять тем, по которым в конспекте лекций раскрываются основные знания, умения и вопросы для самоконтроля.

    ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ КАК НАУКИ. МЕСТО ФИНАНСОВОЙ ЛОГИСТИКИ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

    Денежные средства представляют из себячасть оборотных активов предприятия. Без этого актива невозможна операционная и инвестиционная деятельность компании. Денежные средства предприятия включают в себя деньги на расчетном счете в коммерческих банках и в кассе. Различные виды активов обладают разной ликвидностью , под которой понимают временной период, необходимый для конвертации данного актива в денежные средства, и расходы по обеспечению этой конвертации. Только денежным средствам соответствует абсолютная ликвидность. Предприятию крайне важно обладать определœенным уровнем абсолютной ликвидности, чтобы иметь возможность оплачивать счета поставщиков.

    Поддержание уровня ликвидности компании связано с некоторыми расходами. В случае если предприятие обладает минимальным запасом денежных средств, то возникают издержки по пополнению этого запаса, так называемые ʼʼиздержки на привлечение финансовых ресурсовʼʼ. В случае если же компания накапливает значительный денежный запас, то увеличиваются издержки, связанные с неиспользованными возможностями (издержки хранения запаса). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникает проблема определœения оптимального денежного запаса.

    Не всœе потребности предприятия в денежных средствах обеспечиваются исключительно за счёт средств на счетах предприятия. Часть этих потребностей может обеспечиваться ликвидными ценными бумагами, представляющих собой активы, почти эквивалентных деньгам. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют из себяодин из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. По этой причине к ним применимы общие требования, которые предъявляются к материальным запасам. Мотивы предприятий следует разделить на три группы:

    1) компании необходим базовый запас денег для выполнения текущих расчетов;

    2) необходимы определœенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов;

    3) компания заинтересована во владении определœенным объёмом денежных средств для планируемого расширения своей деятельности.

    Следовательно, к денежным средствам бывают применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Компании следует решить следующие задачи в процессе управления денежным запасом:

    – определить общий объём денежных средств;

    – сроки, когда следует переводить денежные средства в ценные бумаги и наоборот.

    Рассмотрим наиболее известные модели формирования инвестиционного портфеля.

    1. Модель Г. Марковица. В соответствии с этой моделью инвестируемый капитал распределяется по различным типам активов: акциям, облигациям, недвижимости и т.д. Модель Марковица применяется на первом этапе формирования портфеля активов.

    2. Модель У. Шарпа. В 1963 ᴦ. учеником Г. Марковица У. Шарпом была предложена однофакторная модель рынка капиталов, в которой впервые появились ʼʼальфа-ʼʼ и ʼʼбета-ʼʼ характеристики акций. Однофакторная модель Шарпа применяется на втором этапе формирования инвестиционного портфеля, когда капитал, инвестируемый в определœенный сегмент рынка активов, распределяется между отдельными конкретными активами.

    3. Модель оценки капитальных активов (САРМ). Следует согласиться с мнением Ю. Ф. Касимова, что основным результатом модели САРМ явилось установление соотношения между доходностью и риском актива для равновесного рынка . При этом при выборе оптимального портфеля инвестор учитывает систематический риск, а не весь уровень риска, связанного с активом, как по модели Марковица. Этот риск количественно представляется коэффициентом ʼʼбета-ʼʼ (введенным Шарпом в его однофакторной моделиʼʼ.Остальная чать уровня риска – несистематический риск, который зависит от выбора инвестиционного портфеля.

    4. Арбитражная модель оценки активов (АРМ). В 1977 ᴦ. С. Россом была предложена альтернативная модель оценка капитальных активов – арбитражная модель. По мнению сторонников этой модели, ее преимуществом является то, что она в большей мере, чем модель САРМ, допускает эмпирическую проверку. Модель АРМ строится на базе принципа, который состоит по сути в том, что соотношение между доходностью и риском должно быть таким, чтобы ни один индивидуальный инвестор не получил неограниченный доход от сделки, не учитывая риска вложения денег в приобретение актива.

    5. Модель Блека-Шоулса. В 1973 ᴦ. М. Шоулсом и Ф. Блеком разработана модель опционов, основанная на возможности осуществления безрисковой сделки с одновременным использованием акции и выписанным на нее опционом. Цена такой сделки должна совпадать с оценкой безрисковых активов на рынке. Вероятностная оценка стоимости опциона зависит от динамики рыночной цены акции.

    6. Модели управления денежным запасом. Финансовый менеджмент включает изучение действий, связанных с приобретением, слиянием, финансированием, управлением активами, но не уделяет достаточно внимания исследованию формирования оптимального запаса денежных средств. Одно из направлений исследования денежных потоков является изучение возможностей управления запасами денежных средств аналогично управлению запасами материальных ресурсов .

    При этом следует детально рассмотреть применение моделœей и методов теории логистики в процессе управления денежными запасами. Логистические модели управления финансами позволяют сочетать методы финансового менеджмента (дисконтирования и наращения денежных потоков) и методы и модели теории логистики.

    Логистическое управление финансами компании рассматривает взаимодействие трех базовых потоков (финансового, информационного и материального) и не ограничивается инструментарием финансового менеджмента. Методологический аппарат финансовой логистики включает три базовых принципа:

    1. Принцип исследования взаимодействия потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов в микрологистической системе с учетом их взаимосвязи и взаимовлияния.

    2. Принцип сходства аналитического описания материальных, финансовых и информационных потоков.

    3. Принцип поиска компромисса между издержками на привлечение материальных и финансовых ресурсов и затратами на их содержание.

    В процессе изучения дисциплины ʼʼФинансовая логистикаʼʼ будем опираться на определœение логистической системы, приведенное В. С. Лукинским :

    Логистическая система - ϶ᴛᴏ сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками.

    Следует рассматривать финансовые потоки, сопутствующие материальным потокам, как подсистему логистической системы. Сформулируем определœение логистической системы управления финансами компании, опираясь на категории ʼʼвещьʼʼ, ʼʼсвойствоʼʼ и ʼʼотношениеʼʼ. Система определяется как множество объектов, на которых реализуется определœенное отношение с фиксированными свойствами. Пусть S означает свойство вещи m быть логистической системой. Тогда определœение системы можно выразить в следующем виде:

    где P – свойство; R – отношение, обладающее этим свойством.

    Правило перехода от одной переменной к другой формулируется следующим образом: значения переменной, стоящей вне квадратной скобки, выбираются произвольно; значения переменной, стоящей внутри квадратной, но вне круглой скобки, выбираются таким образом, чтобы удовлетворить внешней переменной, а, символ вещи, стоящей в круглых скобках, может иметь только такие значения, которые согласуются со значениями двух других переменных.

    В логистическую систему управления финансами (финансовую логистическую систему) компании входят финансовый, материальный и информационный потоки, функционирование которых направлено на достижение главной цели логистической системы. Выберем в качестве интегрирующего признака степень взаимосвязи движения финансовых, информационных и материальных ресурсов. Материальные, информационные и финансовые потоки корпорации взаимосвязаны и взаимозависимы. Высокая степень взаимозависимости позволяет говорить о высокой степени ʼʼсистемностиʼʼ исследуемого единого логистического потока.

    Определив свойство, можем определить отношение, обладающее этим свойством. Все элементы финансовой логистической системы находятся в отношениях, обладающих определœенным свойством – поддержание структуры логистической системы. Можно предусмотреть несколько вариантов организации финансовых потоков для каждой схемы движения материальных ресурсов компании. Финансовый поток, сопутствующий материальному потоку, направлен на реализацию логистической деятельности компании. Цель финансового потока подчинœена главной цели логистической деятельности компании.

    Под микрологистическими системами принято понимать компании – корпорации (юридические лица) или группа юридических лиц, взаимосвязанных общим бизнесом (корпоративные структуры в форме финансово-промышленных групп, холдинги).

    Основные понятия и принципы финансовой логистики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные понятия и принципы финансовой логистики" 2017, 2018.

    Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя. В начале ХХ века в России профессора Петербургского института путей сообщения издали труд «Транспортная логистика», на его базе были построены модели перевозки войск, которые получили практическое применение при проведении и планировании военных действий Первой мировой войны. В ходе Второй мировой войны логистика имела широкое применение в материально-техническом снабжении армии. Активное применение логистики в экономике относится к 60–70 годам прошлого века. До середины прошлого века не придавалось большого значения созданию схем поставки товара. Этот период характеризуется развитием производства. Однако к середине прошлого века возникла необходимость поиска путей создания конкурентных преимуществ. На этом этапе денежные вложения в систему распределения влияют на положение поставщика на рынке сильнее, чем капиталовложения в сфере производства. Отслеживание всех этапов движения сырья, деталей и конечной продукции позволяет увидеть потери, допускаемые в привычных схемах управления материальными потоками. В логистически организованных цепях себестоимость товара в конечном пункте оказывается ниже, чем себестоимость того же товара при отсутствии логистического подхода. Этот мониторинг показывает явный экономический выигрыш от применения логистики в экономике. Именно поэтому логистику стали применять для более эффективного управления материальными потоками. Активному применению логистики помог научно-технический прогресс, который сделал компьютерные технологии и моментальную связь более доступными. Это позволило следить за материальными и информационными потоками, управляя ими на всех этапах перемещения.

    2. Функции и задачи логистики

    Различают два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с управлением движением материальных ценностей в области снабжения производства и распределения.

    В сфере снабжения – это управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика до производственного предприятия, склада или торгового хранилища.

    На уровне производства логистика – это управление, включающее контроль движения полуфабриката через все стадии производства, а также движения товара на склады и рынки сбыта.

    Управление распределением охватывает организацию потоков конечной продукции от производителя к потребителю. К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ материальных потребностей различных частей производства, анализ области рынков, на которых действует организация, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных потребностей клиентуры. Сущность перечисленных функций заключается в координации спроса и предложения. Базируясь на соответствующей информации, логистика занимается состыковыванием предъявляемого рыночной ситуацией спроса и разработанного организацией предложения. Из координационной функции логистики сформировалось еще одно ее направление – оперативное планирование. На основании прогноза спроса разрабатывается график перевозок и порядок управления запасами готовой продукции, в итоге определяется планирование производства, разработка программ снабжения сырьем и комплектующими изделиями. Из основополагающих позиций выделяют следующие функции логистики: системообразующая, интегрирующая, регулирующая, результирующая.

    Системообразующая логистика – это система эффективных технологий обеспечения управления ресурсами.

    Интегрирующая функция – это обеспечение логистикой синхронности процессов сбыта, хранения и доставки с привязкой к рынку средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Регулирующая функция заключается в реализации управления материальными, информационными и финансовыми потоками для сокращения затрат.

    Результирующая функция подразумевает деятельность по доставке товара в нужном количестве в определенное время и место с необходимым качеством при минимально возможных издержках. Критерием для определения эффективности реализации логических функций является достижение конечной цели логистической деятельности.

    Задачи, стоящие перед логистикой, можно разделить на общие, глобальные и частные. Достижение максимального эффекта с минимальными затратами – это главная глобальная задача логистики. Моделирование логистических систем и факторов их функционирования также относят к глобальным задачам.

    К общим задачам относятся:

    1) создание системы регулирования материальных и информационных потоков;

    2) прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования;

    3) определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве;

    4) выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы;

    5) организация предпродажного и послепродажного обслуживания.

    На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства.

    Частные задачи имеют более узкое направление и включают:

    1) создание минимальных запасов;

    2) максимальное сокращение времени хранения готовой продукции;

    3) сокращение времени перевозок.

    Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами. Основным объектом исследования в логистике является материальный поток. Прилагаемые к материальному потоку действия называются логистическими операциями, или логистическими функциями. Материальные ресурсы, находящиеся в состоянии движения, незавершенное производство, выпущенная продукция, к которым применяются логистические операции или функции, определяют материальный поток.

    Логистическая операция – это движение, согласованное с возникновением, поглощением и преобразованием материального и сопутствующего ему информационного, финансового и сервисного потока.

    Логистическая функция – это автономная составляющая логистических операций, нацеленных на решение выдвинутых перед логистической системой и звеньями задач. От вида логистической системы зависит объединение логистических операций и функций.

    3. Основные понятия логистики

    Понятие логистической системы является главным в логистике. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами, является логистической. Задачи функционирования звеньев системы объединены внутренними задачами структуры бизнеса или внешними целями. Между элементами-звеньями логистической системы установлены определенные функционные связи и отношения. Некоторый экономический и функциально обособленный объект называется логистическим звеном системы. Он выполняет свою узкую роль, определенную логистическими операциями и функциями. Существует несколько типов звеньев логистической системы: генерирующие, преобразующие и поглощающие. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых представлены сразу три основных типа, скомбинированные в различных сочетаниях.

    Материальные потоки в звеньях логистической системы могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свое содержание, параметры и интенсивность. Предприятия-поставщики материальных ресурсов, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, предприятия информационно-торгового сервиса и связи могут выступать в виде элементов логистической системы.

    Еще одним понятием логистики является логистическая цепь. Большое количество звеньев логистической системы представляют логистическую цепь.

    Звенья в логистической цепи линейно упорядочены по материальному, информационному, денежному потоку с задачей проведения анализа или проектирования определенного набора логистических функций или издержек.

    Следующее понятие в логистике – логистическая сеть. Логистическая сеть – это большое количество звеньев логистической системы, находящихся во взаимосвязи между собой по материальным или сопутствующим им информационным и денежным потокам в границах логистической системы.

    Логистическая сеть является более узким понятием в отличие от логистической системы, которая характеризуется наличием высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.

    Концепцию общих издержек обычно связывают еще с одним понятием в логистике – логистическим каналом. Логистическим каналом считается упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя полный объем логистических цепей или их участников, проводящее материальные потоки от поставщика материальных ресурсов, нужных для изготовления конкретного типа товара, до непосредственных потребителей.

    Под понятие логистического канала подпадают внешние, внутрипроизводственные и макрологистические группы в пределах определенных рамок каждой логистической операции. Поэтому принципиально важным является понятие об общих логистических издержках.

    4. Факторы и тенденции развития логистики

    В промышленно развитых странах интерес к проблемам развития логистики связан с причинами экономического характера. Развитие логистики предопределили следующие факторы: повышение требований к качественным характеристикам процесса, переход от рынка продавца к рынку покупателей. Этот переход сопровождался существенными изменениями в системах товародвижения и в стратегиях производства. Если раньше система сбыта подстраивалась под производство, то в условиях перенасыщенности рынка производственные программы формируются в зависимости от объемов и подразделений рыночного спроса. В условиях острой конкуренции приспособление к интересам клиентуры требует от фирм-изготовителей продукции реакции на эти запросы, что вызывает улучшение качества обслуживания, минимизацию времени исполнения заказов и строгое соблюдение согласованного графика поставок. Факторы времени вместе с ценой и качеством продукции стали определяющими для успешного функционирования предприятия. Необходимо отметить усложнение проблемы реализации при параллельном интересе к качеству сферы распределения. Аналогичная реакция возникла у фирм-производителей к своим поставщикам ресурсов и материалов, в итоге сформировалась сложная система связей между различными представителями рынка, потребовавшая модификации уже имеющихся моделей организации в сфере снабжения и сбыта. К значительной экономии живого труда привела замена традиционных конвейеров роботами. Изготовление небольших партий продукции сделало рентабельным создание гибких производственных систем. Крупные предприятия получили возможность перестроить свою деятельность с массового производства на мелкосерийное с минимальными издержками. Повысить свою гибкость и конкурентоспособность смогли небольшие фирмы. Работа по принципу «малыми партиями» в системе организации обеспечения материальными ресурсами и реализации готовой продукции повлекла соответствующие изменения. Зачастую поставки большими партиями стали не только не экономичными, но и в отдельных случаях оказались просто не нужны. Возникла потребность в перемещении грузов маленькими партиями в более жесткие сроки, но отпала необходимость в больших складских емкостях на предприятиях. При этом издержки на транспортировку перекрывались освободившимися средствами от сокращения складских помещений. Как непосредственно определившие развитие логистики, кроме вышеизложенных, необходимо отметить следующие факторы использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач, внедрение и использование в сфере товародвижения и хозяйственной практики фирм персональных компьютеров последних поколений, а также ускорение научно-технического прогресса; в странах, которые осуществляют интенсивные связи между собой, стандартизация технических средств путей сообщения, движущегося состава и погрузочно-разгрузочных средств, устранение различных импортных и экспортных ограничений. Восхождение от низшей ступени развития логистики к более высоким, как правило, бывает постепенным или при появлении благоприятных условий – зигзагообразным. Такими условиями могут считаться объединение предприятий, изменение режима управления, политические инициативы. Анализ уровней развития логистики показал, что улучшают показатели своей деятельности те компании, где используется разносторонний подход к управлению логистикой. Развитие логистики в странах с развитой экономикой в последние годы характеризуется передачей функции слежения за процессом распределения готового материала от производственных предприятий к специализированным фирмам. В результате сформировался вид логистики по контракту, которая подразумевает привлечение третьего участника в виде фирмы, занимающейся оптовой торговлей, для выполнения ею всех или части функций компании по распределению продукции вместе с транспортировкой, хранением, управлением запасами, обслуживанием заказчика и созданием информационных систем логистики.

    5. Основные принципы логистики

    В целях освоения логистики и ее совершенствования при некоторых фирмах создаются консультативные центры. Развитие логистики осуществляется во взаимосвязи с развитием концепции логистики и ее принципов. Важнейшее значение при разработке и создании логистических систем имеют принципы, определяющие характер и сущность всего устройства согласования в общем и отдельных его аспектов в частности. Есть несколько основных принципов, которые отражают логистический подход к решению проблемы в производственно-хозяйственной деятельности.

    1. Принцип синергичности. Этот принцип определяет комплексный и системный подход к достижению определенных целей. Учитывая взаимодействие механизма производства и обращения, на базе этого принципа возможно достичь лучшего результата в целом по структуре за счет согласования действий во всех взаимосвязанных процессах, чем при улучшении функционирования отдельных элементов логистической системы.

    2. Принцип динамичности. Логистические системы должны отражать сущность охватываемых ими процессов и не должны быть застывшими организационно-экономическими образованиями.

    Сущность логистического процесса заключается в прогрессивной динамике, которая определяется в развитии, стремлении к совершенствованию. Динамичность определяет снабженческо-сбытовые операции, средства и предметы труда, цели и задачи, выраженные на очередном этапе развития.

    3. Принцип комплектности. Этот принцип означает, что системы в логистике должны строиться как общность нескольких или множества элементов, тесно взаимосвязанных между собой. В рамках логистической системы постоянное автономное функционирование каких-либо отдельных элементов не допускается. Чрезвычайные и нестандартные ситуации являются исключением.

    4. Принцип инициативности. Логистические системы, построенные по этому принципу, предполагают проявление образующимися структурами способности определительной реакции на вероятные события вместе с возможностью создавать и регулировать субъективные условия, положительно влияющие на процессы хозяйственной деятельности.

    5. Принцип целесообразности. Ориентируется на привлечение того потенциала, который играет позитивную роль в достижении поставленных целей. В выборе организационных, технических и технологических структур проявляется избирательность, выраженная стремлением к уменьшению затрат или времени перемещения в условиях возможности решения определенных задач несколькими способами.

    Концентрация взаимосвязанных функций в объединенных структурах по складскому и транспортному хозяйству под единым руководством обусловливает в первую очередь реализацию принципов логистики. Переход к комплексному управлению осуществляется при логистическом подходе в отличие от традиционного, где управление зачастую имеет изолированный характер. Прогрессивность хозяйственных систем с точки зрения логистики достигается не путем наращивания материально-технической базы, а за счет ее совершенствования. При логистическом подходе согласуются все факторы, которые относятся к хозяйственной системе и которые с ней связаны. Наиболее эффективные показатели в организации хозяйственной деятельности достигаются в результате параллельности механизма производства, транспортировки, снабжения и сбыта при максимальной интеграции взаимосвязанных систем и подсистем на принципах логистики. Уменьшение объемов запасов, неслаженности материалопотоков, сокращение затрат на хранение, перемещение материальных ресурсов и выпущенной продукции происходит в результате реализации логистических принципов.

    Принципы логистики позволяют совершенствовать методику и повысить качество организационного проектирования, обеспечить системный подход к проектированию транспортно-складской, производственной, коммуникационной и информационной подсистем.

    Практическое применение логистических задач и принципов зависит от конкретной ситуации и отличается многообразием.

    6. Информационное обеспечение в логистике

    Внедрение во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий определяет современное состояние логистики. Без использования быстродействующих компьютеров невозможна реализация большинства логистических концепций. Информационное обеспечение логистического процесса настолько важно, что специалисты выделяют информационную логистику, которая имеет самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками.

    Информационный поток – это поток сообщений в бумажной и электронной (документной), речевой и другой форме, выдвигаемый исходным материальным потоком в определенной логистической системе, между звеньями системы или логистической системой и окружающей средой и предназначенный для реализации управляющих функций.

    Можно выделить по связи с логистическими действиями и функциями элементарные, ключевые, комплексные и базисные информационные потоки.

    Информационные потоки в связи с логистической системой делятся на:

    1) проходящие внутри логистической системы или ее звена, или потока;

    2) проходящие между логистической системой и внешней средой.

    Наиболее распространенными по виду носителей информации являются потоки на бумажных и магнитных носителях.

    По времени возникновения информации потоки делят на:

    1) регулярные (стационарные);

    2) периодические;

    3) оперативные.

    Регулярные соответствуют регламентированной по времени передаче данных, периодические жестко ограничены временем передачи, оперативные обеспечивают связь абонентов в интерактивном режиме. В зависимости от назначения определяют управляющие, вспомогательные информационные потоки, потоки информации для ведения учетной и аналитической деятельности, для выработки решений, потоки нормативно-справочной информации. В современной логистике возрастание роли информационных потоков обусловлено следующими основными причинами.

    Необходимым элементом потребительского логистического сервиса является информация о статусе заказа, наличии товара, времени поставки, отпускных документах. Наличие полной и достоверной информации с позиции управления запасами логистической цепи может уменьшить потребность в трудовых резервах за счет минимизации относительности черты спроса. Гибкость логистической системы увеличивает информация при таком подходе, когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ.

    Логистический менеджмент располагает многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков:

    1) терминологией передаваемых сообщений, видами данных, документами;

    2) объемами данных;

    3) скоростью передачи данных;

    4) пропускной способностью информационных каналов;

    5) помехозащищенностью.

    Между информационным и материальным потоком отсутствует однозначное синхронное соответствие возникновения во времени. Информационный поток или опережает, или отстает от материального. Иногда материальный поток является следствием информационного. Типичным является присутствие рядом с материальным потоком нескольких информационных. Сопровождающие отдельные логистические функции информационные потоки могут быть очень сложными и насыщенными в плане документооборота.

    Конкретные потребности логистического менеджмента определяют информационные потоки в логистической системе при разработке некоторых деталей планирования регулирования, анализа и учета. В качестве примера рассмотрим схему источников сведений и появляющихся информационных движений при прогнозировании рассредоточения запасов выпущенной продукции в распределительной сети. При планировании предприятием запасов готовой продукции учитываются запросы потребителей, прогнозирование объема продаж, решение о распределении, затраты на управление запасами. Отражающая запросы потребителей информация детализирует классы и группы потребителей в определенной части рынка, пути доставки готовой продукции каждой группе и формирование логистического сервиса.

    Информационные потоки несут информацию о продуктовых требованиях, стоимости готовой продукции, процедуре заказа и доставки готовой продукции потребителям. Для прогнозирования объема продаж информационные источники включают в себя такие сведения, как:

    1) информация о предыдущих продажах конкретного ассортимента рынка;

    2) количество продаж товаров конкурентов;

    3) весь объем продаж данного участка рынка;

    4) рыночный спрос на готовую продукцию;

    5) достоверность и точность информации о предыдущих продажах;

    6) планируемые изменения качественных характеристик готовой продукции;

    7) экономические направления в изменении структуры потребительского спроса;

    8) краткосрочные прогнозы в системе распределения готовой продукции;

    9) прогноз развития новых рынков.

    Информационные потоки, характеризующие решения в системе распределения, можно разделить на характеризующие временные причины операций в разделительной сети и отражающие точность и достоверность данных. Информация, уменьшающая неопределенность временных параметров распределения, сочетает данные выполнения заказа. Временные параметры транспортировки связаны с выбором схемы доставки, маршрута и т. п. Цикл получения заказа, его длительность включают информацию о времени доставки груза, о месте назначения, времени погрузочно-разгрузочных работ, оформления документации. Связанные с уменьшением неопределенности других параметров информационные потоки учитывают условия поставки, достоверность и точность информации при управлении запасами. Рассмотренный информационный поток для одной функции логистического менеджмента дает представление о сложности и многообразии информационных потоков в логистической системе.

    7. Контроль в логистике

    Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля. Управление потоковым процессом не является исключением. Без эффективной подсистемы контроля не может считаться полностью дееспособной логистическая система. Отсутствие данной подсистемы приводит к значительным потерям. Ломается параллельность и слаженность взаимных процессов всех подсистем и субсистем в логистической системе, резко падает надежность совокупной работы разнообразных составляющих и отдельных субъектов деятельности. Время неучтенных периодов неиспользования техники и оборудования увеличивается.

    Качество выпускаемой продукции, выполняемых работ и операций снижается, что пагубно сказывается на уровне обслуживания заказчиков. Повышение рисков и значительные затраты в ходе регулирования материальных, денежных и иных потоков влечет за собой неприменение нужного контроля. Неосуществление контроля бывает очень опасной угрозой, но не только оно является причиной возникновения рисков. Большую роль играет качество вырабатываемых тактических и стратегических решений, потому что природа рисков в производственно-хозяйственной деятельности многообразна.

    Принятие правильного тактического решения дает возможность относительно быстро осуществить проверку идущих процессов и соответственно уменьшить либо ликвидировать потенциальные потери. Риски стратегического характера, возникающие на долговременной основе, требуют сложных схем страхования возможностных оценок.

    8. Виды концепции в логистике, их характеристика

    Можно выделить несколько периодов совершенствования систем продвижения товаров и готовой продукции: в период отсутствия логистики, традиционной логистики и период новой логистики. Каждый из этих периодов характеризуется концептуальными подходами к созданию названных систем, а также соответственно к их критериям управления. Управление материальным распределением носило фрагментарный характер в дологистический период.

    Возникла необходимость контроля за перевозками, проверкой грузовых счетов, упаковкой, взвешиванием, сопутствующими работами. Работа управляющего грузоперевозками стала более разносторонней. Это и вышеизложенные факторы послужили основой для развития логистики. Она не является чем-то совершенно новым и неизвестным практике. Проблема рационального движения материалов, готовой продукции и сырья всегда была предметом пристального внимания.

    Новаторство логистики состоит в изменении критериев хозяйственной деятельности предприятий, где главную роль играет управление методами товародвижения. Еще новаторство логистики заключается в применении комбинированного подхода к позициям движения товарных ресурсов в процессе воспроизводства. Управление материальным потоком, согласованность действий при фрагментарном способе управления явно недостаточны. При таком подходе не соблюдается нужная последовательность и не получается увязки действий различных подразделений предприятий.

    Опираясь на комплексный подход, логистика предполагает согласованность методов, находящихся во взаимосвязи с материальными потоками, производством и маркетингом. И наряду со всем вышеперечисленным новаторство логистики состоит в использовании теории компромиссов в хозяйственной деятельности фирм. Новаторский подход логистики позволил отойти от автономного регулирования разными методами товародвижения и осуществить их объединение, что позволило получить такой результат деятельности, который превышал сумму отдельных эффектов. Период традиционной логистики отличает создание логистической системы, заменившей процесс оптимизации перевозок на предприятиях. Данный период определяется наличием нескольких концептуальных подходов к созданию логистических систем, отличающихся сферой применения при гармонизации экономических интересов, а также критериев.

    Внутрилогистический функциональный характер носили экономические интересы в рамках каждого концептуального подхода. И они не затрагивали производственную деятельность фирм.

    При первом подходе область действия гармонизации экономических процессов составляли затраты на определенные логистические операции одной фирмы с критерием минимума общих затрат на материальное распределение. Этот подход позволил добиться определенных результатов. Оказалось возможным сводить к минимальному пределу затраты на всю логистическую систему путем увеличения затрат на одни операции с целью снижения расходов на другие операции. Характерным примером такого подхода является увеличение затрат на транспортировку путем сокращения издержек на регулирование запасов складирования. Положительный экономический эффект при минимизации общих затрат дала ориентация на использование внутрифункциональных компромиссов (гармонизация экономических интересов). Ограничивает финансовые возможности предприятия затратный критерий, поскольку он не отражает влияния спроса на соотношение между прибылью и расходами. В результате сформировался переход к извлечению максимальной прибыли фирмы от логистической операции, который учитывает одновременно и спрос, и затраты. Однако и новый подход имел ряд ограничений.

    Выделение механизма логистики внутри производства ущемляло интересы предприятий-участников одного логистического процесса. Поэтому в конце периода традиционной логистики произошли изменения в ее концепции. Максимальная прибыль от логистических операций всех предприятий-участников процесса стала критерием формирования оптимальной системы управления и распределения.

    Начало 1980-х годов отмечено новым периодом в развитии логистики – периодом новой логистики (неологистики). Необходимость ее внедрения обосновывалась тем, что ни одна из зон, работающих внутри предприятия, включая логистику, как правило, не располагает должными ресурсами и возможностями для того, чтобы в одиночку достаточно быстро реагировать на изменения внешних условий и эффективно работать автономно. Требовались совместные усилия всех структурных частей организации для оптимизации реагирования. В работе были необходимы специфические знания и опыт менеджеров, которые рассматривали деятельность предприятий как единое целое. Концептуальный подход получил название комплексного, или подхода на основании всего предприятия. Функции логистики в рамках этого подхода рассматриваются как важнейшая подсистема общепроизводственной системы.

    Что означает: логистические системы создаются и управляются исходя из общей цели – достижения в работе всего предприятия максимальной эффективности. Внимание стало концентрироваться на межфункциональных компромиссах, не исключая производственные и другие, нелогистические подразделения. Минимизация издержек всего предприятия стала критерием такого подхода.

    9. Основные понятия информационной логистики

    Существенным фактором реализации мероприятий, направленных на повышение экономической позитивности производства и сбыта, по праву можно считать логистику. В деле рационализации этих структур деятельности может быть достигнут большой прогресс в случае максимальной согласованности товарных и информационных потоков при их слиянии, что и является приоритетной задачей логистики. Для решения этой проблемы необходимо масштабное использование стандартизации материально-технических связей и организация функционирования на базе фундаментального анализа и использования новых технологий, обеспечивающих автоматизацию операций.

    Можно представить в виде горизонтальных функциональных подсистем в секторе закупок, производства и сбыта основные звенья логистической системы, распадающиеся на ряд структур. Каждый из этих элементов неизбежно присутствует в любом производстве, логистика объединяет их в систему с определенными целями и задачами, которые относятся к области минимизации издержек всего производства, а не данного отдельно взятого элемента.

    Информационное обеспечение производства является инструментом аналогичного объединения, начиная с закупок и заканчивая системой сбыта. Причиной успеха или неудачи во внешней сфере деятельности предприятия на рынке могут быть: получение оперативной информации о событии или ситуации, сложившейся на рынке, отказ или получение запроса на поставку.

    Важную роль играет комплекс информационного обеспечения. Связующими нитями являются потоки информации, на которые «надеваются» все элементы логистической системы. Создание баз данных, коммуникации внутри предприятия, наличие ряда мероприятий по принятию решений предполагает информационная сеть.

    Еще в недавнем прошлом главные проблемы, которые волновали разработчиков логистических систем, относились к области физических потоков товаров и сырья.

    Информационным обеспечением процесса передвижения товара от поставщика до потребителя считалась сопроводительная документация.

    По мере развития логистических систем на производстве стала ощущаться необходимость развития и внедрения логистических информационных систем, которые смогли бы объединить в одно целое все логистические подсистемы.

    Успешному воплощению этой концепции в практику способствовало осознание того факта, что информация на современном уровне развития производства – самодостаточный производственный фактор.

    Его потенциальные возможности открывают большие перспективы для укрепления конкурентоспособности предприятий. Для эффективности анализа информационной деятельности логистики необходимо принимать всю логистическую систему как базу функционально ограниченных логистических подсистем, работа которых как единого целого обеспечивается информационной логистикой на степени ее собственных подсистем. Подобное деление весьма условно.

    В практической деятельности тесное переплетение и взаимодействие являются оплотом успешной работы всего комплекса в целом. Необходимо отметить еще один аспект.

    Главным местом планирования и управления производством является органичное соотношение централизации и децентрализации в работе отдельных подсистем. К наилучшему результату в деятельности всей системы, как правило, не приводит хорошо организованная обособленная работа каждой подсистемы. Даже при наличии высококвалифицированного персонала функциональная изолированность отдельных подразделений производства может тормозить повышение эффективности всей системы в целом.

    Наличие такой системы информации, которая позволяла бы связать воедино всю деятельность и организовывать управление ею исходя из возможности единого целого, является главной составляющей работы всего производства. Для создания на уровне производства информационной логистической системы нужно оформить ее модель.

    Информационная система на уровне производства является компонентом, связывающим воедино и служащим координации поставок, производства и сбыта.

    Определение системы координации поставок состоит в раскладывании физических потоков на независимые участки транспортировки и складирования, в подготовке сведений о периоде и состоянии потока в точном масштабе времени.

    Информационная логистика хорошо сочетается с компьютерными технологиями. Компьютерная система приносит обоюдную пользу.

    Во-первых, такая система оптимизирует управление усложняющегося со временем материально-технического снабжения. Для компактного производства с синхронным видом поставки, такого как «точно в срок», координация движения поступающего материала становится все более значимой.

    Во-вторых, оптимизация работы информационной логистики при обмене данными поставок влияет на повышение уровня управления запасами.

    Распространяемый на сеть фирм обмен снабженческими данными позволяет производителю уменьшить расходы, связанные со снабжением работы полной логистической цепи. Оптимизировав ее работу, производитель получает ощутимую экономию. Полученная экономия делится определенными долями между производителем, поставщиком и транспортной компанией, возмещая затраты, вложенные в создание и содержание актуальных информационных систем, и создавая добавочную прибыль от их применения.

    Получение эффекта от действия информационной логистики стимулирует всех участников логистического процесса к поддержанию достигнутого уровня этого процесса, а также к вкладыванию новых средств в его оптимизацию. Постоянно пополняющаяся база данных системы координации помогает оценить эффективность работы логистических служб.

    Анализ существующей системы является одним из подходов к формированию схемы информационных потоков на производстве. Он предполагает сведение определенных подразделений производства к отдельным компонентам, сочетая которые, можно получить модель для анализа вариантов подразделений предприятия.

    Структурная модель обязана содержать основные элементы:

    1) производственные мощности и средства реализации материального потока. Сочетая эти элементы, исследователи и организаторы системы делят всю структуру производства на буферную и технологическую. При таком подходе рассматриваются все виды деятельности от получения сырья до передачи готовой продукции потребителю.

    2) мгновенное реагирование на малейшее изменение конъюнктуры рынка, которое является жизненной необходимостью. Это реагирование возможно при эффективном функционировании информационного потока и всей информационной логистики в целом.

    10. Маркетинговая логистика

    В современный период аргументировано использование маркетинга в распределительной логистике, что может содействовать более оптимальному ходу совершенствованию сбытовой деятельности.

    С позиции логистического подхода концепция маркетинга разделяется как общая идея бизнеса, охватывающая предпринимательскую деятельность всех служб, и как функциональная деятельность специальной службы по изучению рынков сбыта производимой продукции, определению цен и составлению прейскурантов, разработке рекламных акций и т. д. Самыми важными являются следующие функции маркетинга:

    1) исследование рынка;

    2) разграничение его в отношении спроса и предложения;

    3) обеспечение достоинств своего продукта по отношению к конкурентам;

    4) разработка маркетингового предложения.

    Разработка маркетингового предложения по вариантам определенной сбытовой деятельности является центральной функцией маркетинга.

    Фирмы должны осуществить масштабную исследовательскую работу на рынке продукции для определения маркетингового предложения.

    Изучение рынка – одна из определяющих предпосылок организации продвижения товаров. Этот процесс определился в отдельную структуру внутрифирменной деятельности.

    В связи с ориентацией предприятий на определенный рынок товаров особенно возросла роль изучения рынка. Производители ощущают острую потребность в подробной информации о рынке производимой ими продукции и преобразованиях в потребительском спросе.

    Поступающие от сотрудников отдела сбыта сведения иногда оказываются неполными для принятия квалифицированного решения.

    11. Финансовые потоки в логистике

    В условиях развивающейся рыночной экономики увеличение эффективности продвижения товарных потоков достигается за счет оптимизации финансового обслуживания, что определяет важность изучения логистических денежных потоков и товарно-материальных ценностей. Товарно-материальные ценности объединяют все виды материальных благ, в том числе и недвижимость, к товарно-нематериальным ценностям относят услуги и нематериальные активы.

    Наименее изученной областью логистики является в настоящее время механизм финансового обслуживания товарных потоков. В специальной литературе вообще не рассматривается часть вопросов, касающихся его содержания. Существуют значительно различающиеся точки зрения по другой части вопросов. Уже при определении сущности финансовых потоков возникают определенные различия.

    Существует несколько подходов к определению финансовых потоков. Под денежным потоком подразумевается любое движение в макро– или микроэкономической среде. Под финансовым потоком понимается передвижение только в логистической системе. При любых способах организации предпринимательской деятельности всегда существовали в том или другом виде финансовые потоки.

    Наибольшая эффективность их движения, как показала практика, достигается путем использования логистических принципов регулирования материальных и финансовых ресурсов, что приводит к формированию нового термина – логистический финансовый поток.

    Для обеспечения эффективного движения товарных потоков создаются и используются финансовые логистические потоки. Потребность обслуживания процесса перемещения во времени и пространстве товарно-материальных и нематериальных ценностей является спецификой логистического финансового потока.

    Логистический финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов.

    Необходимость обеспечить движение материальному потоку обусловливается направленностью перемещения финансовых ресурсов в логистике.

    Движение финансовых ресурсов происходит либо в логистической системе, либо между логистической системой и внешней средой. По своему составу логистические финансовые потоки неоднородны по ряду признаков (направлению движения, назначению и т. д.). Необходимость проведения их подробной классификации обуславливает потребность в формировании более позитивных методов управления логистическими финансовыми потоками.

    В логистике используются определенные признаки для классификации финансовых потоков: отношение к логистической системе, направление движения, форма расчета, вид хозяйственных связей.

    Финансовые потоки в рамках рассмотрения определенной логистической системы бывают внешние и внутренние. Вне изучаемой логистической системы протекает во внешней среде внешний материальный поток, внутри логистической системы проходит внутренний финансовый поток, который изменяется при выполнении ряда логистических операций.

    Из внешней среды попадает в логистическую систему входящий финансовый поток, начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде выходящий финансовый поток. Можно поделить на группы в соответствии с назначением логистические финансовые потоки: финансовые потоки, проходящие в соответствии с процессом закупки товара, по воспроизводству рабочей силы, связанные с формированием материальных затрат, инвестиционные финансовые потоки.

    Все финансовые потоки в логистике в зависимости от применяемых форм расчетов можно поделить на две группы: денежные финансовые потоки, определяющие передвижение наличных финансовых средств, и информационно-финансовые потоки, которые характеризуются движением безналичных финансовых средств.

    Денежные финансовые потоки разделяются на потоки наличных по рублевым счетам и по расчетам валютой. В информационно-финансовых потоках выделяют потоки безналичных финансовых ресурсов, платежных требований и т. д. Наряду с денежными потоки бывают информационно-материальными и учетно-финансовыми.

    Логистические учетно-финансовые потоки характеризуют движение финансовых составляющих в рамках названного процесса.

    Финансовые потоки по типам производственных связей различают на продольные и вертикальные. Продольные отображают финансовые средства между равноправными представителями предпринимательской деятельности, вертикальные финансовые потоки возникают между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

    В каждом конкретном случае нужно устанавливать свой специфический состав классификационных признаков логистических финансовых потоков.

    Основной задачей финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в нужных объемах, в определенные сроки и с применением наиболее оптимальных источников финансирования.

    В самом примитивном случае определенному товарному потоку соответствует финансовый поток.

    Многообразие форм и направлений развития финансового рынка – специфика его работы при условии спокойных рыночных отношений в России.

    Нужно отметить, что эффективное применение деталей фондового рынка позволяет оптимизировать работу финансовых потоков и значительно улучшить показатели хозяйственной деятельности.

    Проведенный анализ финансового механизма обслуживания товарных потоков показал, что существование товарного потока обусловлено наличием логистического финансового потока.

    От согласованной с поставщиком и заказчиком товара формы расчета и от дополнительных условий, прописанных в договоре купли-продажи, зависит объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока.

    Практика использования различных видов ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов, получившая широкое распространение в последнее время, привела к усложнению схемы денежного обслуживания товарных потоков, но с другой стороны – и к повышению эффективности.

    В области логистики и финансового планирования при соблюдении определенных условий и использовании конкретного механизма финансового обслуживания применение ценных бумаг позволяет экономить средства при доставке товара.

    Финансовая логистика представляет собой систему управления, планирования и контроля над финансовыми потоками на основе информации и данных по организации материальных потоков.

    Под финансовыми потоками понимается направленное движение денежных средств или ресурсов в логистических системах и между ними, необходимое для обеспечения материальных и информационных потоков.

    Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с движением материальных, информационных и иных ресурсных потоков как в рамках логистической системы, так и вне ее. Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

    Задачей управления финансовыми потоками в логистических системах является полное и своевременное обеспечение по объемам, срокам и источникам финансирования. Эти источники финансирования должны отвечать требованиям минимальной цены.

    Перед финансовой логистикой стоят следующие задачи:

    Изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования с использованием маркетинговых приемов;

    Определение потребности финансовых ресурсов, выбор источников финансирования, отслеживание процентных ставок по банковским и межбанковским кредитам, а также процентных ставок по ценным и государственным облигациям;

    Построение финансовых моделей использования источников финансирования и алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования;

    Установление последовательности и звенности движения средств внутри бизнеса и проекта;

    Координация оперативного управления финансовыми и материальными потоками. Прежде всего оцениваются затраты, например, на доставку товаров транспортным средством. Менеджер по логистике выстраивает материальные потоки с учетом затрат;

    Формирование и регулирование свободных остатков на рублевых, валютных и бюджетных счетах с целью получения дополнительной прибыли от операций на финансовом рынке с применением высокодоходных финансовых инструментов;

    Создание операционных систем обработки информации и финансовых потоков.

    К принципам финансовой логистики относятся :

    Саморегулирование для достижения сбалансированности поступления денежных ресурсов с движением материальных ресурсов, производства и минимизацией производственных затрат;

    Гибкость, связанная с возможностью внесения изменений в графики финансирования приобретения материалов, необходимых для реализации проекта готовых изделий и при корректировке условия заказа со стороны потребителей или партнеров;


    Минимизация производственных затрат при максимизации коротких циклов реализации проектов;

    Интеграция процессов финансирования, снабжения, производства и сбыта в едином органе реализации проекта;

    Моделирование движения денежных потоков от источников финансирования к исполнителям проектов с оборотом свободных денежных средств с максимальной эффективностью;

    Соответствие объемов финансирования объемам необходимых затрат;

    Использование программ обеспечения и компьютерных сетей для управления финансами;

    Надежность источников финансирования и обеспечения проекта финансовыми ресурсами;

    Экономичность (через оценку не только затрат, но и "давления" на эти затраты);

    Доходность при размещении денежных средств.

    Для каждой схемы движения материальных ресурсов может быть предусмотрено несколько вариантов организации финансовых потоков, различных по стоимости и риску. В качестве инвесторов и кредиторов привлекаются финансовые институты, сторонние предприятия, потребители, государство, иностранные лица, каждый из которых предлагает ресурсы на разных условиях. Рассчитав момент возникновения дефицита в финансах, возможно, привлечь ресурсы в нужном объеме и в требуемый срок и вернуть их при получении достаточного дохода.

    Выбор поставщиков и источников ресурсов, способов оплаты услуг перевозчикам, порядка расположения товара на складе также рациональнее всего осуществлять по финансовым параметрам, так как они обеспечивают сопоставимость разнородных оценок. Можно оценить целесообразность переоборудования складского терминала, сравнив ожидаемое увеличение потока грузов и выручки за единицу времени с размером необходимых инвестиций. Сопоставляя потери и доходы, стоимость хеджирования рисков и возможности их ликвидации, можно построить такие схемы движения финансовых и материальных потоков, в которых логистические затраты будут оптимальными. Контроль и корректировка отклонений в параметрах финансовых потоков необходимы как для отдельных участников логистической деятельности, так и для системы в целом.

    Параметры финансовых потоков также служат индикаторами благополучия и устойчивости предприятий, свидетельствуют об эффективности логистической деятельности, необходимы при планировании и организации взаимоотношений с контрагентами. Так, при составлении бюджета на текущий год прогнозируют размер будущих поступлений и необходимых вложений, рассчитывают показатели прибыльности и рентабельности, которые используют при составлении финансовой отчетности, обосновании привлечения инвестиций и кредитов, заключении договоров и соглашений.

    Таким образом, финансовые потоки выполняют ряд важных функций по обеспечению, учету и координации движения ресурсов в логистических процессах. Финансовые параметры во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями. Трудно переоценить важность управления финансовыми потоками для логистических систем.

    Бутрин Андрей Геннадьевич д-р эк.н., профессор кафедры экономики и финансов факультета экономики и управления ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск

    Ярушин Дмитрий Леонтьевич доцент кафедры экономики и права ф-ла ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), начальник экономического управления ООО Златоустовский электрометаллургический завод

    Несмотря на уже достаточный срок развития науки и практики логистики и концепции SCM в России, финансовая логистика остается наименее изученной областью. Вместе с тем значительные резервы сокращения затрат заключаются не только в функционалах материального потока «Снабжение», «Производство», «Сбыт», но и во взаимодействии предприятия с субъектами финансового рынка как финансовой инфраструктуры логистической системы. Существенный задел в этом направлении автор отразил в статьях . В настоящее время состояние финансовой логистики характеризуется следующими положениями:

    Финансовый поток рассматривается лишь как «сопутствующий» (трактовка согласно Паспорту специальности ВАК РФ). Термин «сопутствующий» имеет характер некой ущербности, второстепенности. При этом в рамках вытягивающей логистической системы (по принципу вытягивания работает большинство предприятий реального сектора экономики) финансовый поток в виде предоплаты будущей поставки является, наоборот, первичным; вторичным же при этом является материальный поток. На наш взгляд, целесообразнее говорить об управлении триединым потоком, в котором материальный, финансовый и информационный потоки равноправны;

    В работах большинства авторов финансовая логистика ничем не отличается от финансов и финансового менеджмента. Так, в некоторых работах уважаемых коллег из Санкт-Петербурга обычный, широко известный банковский кредит является предметом банковской логистики! Транспортировка инкассаторами денежных средств также подводится под финансовую логистику! Деятельность фондовой биржи раскрывается как логистическая! На наш взгляд, такой подход является профанацией финансовой логистики. Необходимо четко определить объект исследования. Очевидно, что последние два понятия шире финансовой логистики. Если финансовый менеджмент в широком смысле можно трактовать как систему управления финансами предприятия, то финансовая логистика – это аппарат (комплекс методов и средств), позволяющий повысить эффективность финансовых потоков на предприятии;

    Финансовая логистика признана функциональным видом по объекту анализа. Вместе с тем анализ учебной и научной литературы показал практически полное отсутствие анализа конкретного инструментария финансовой логистики, методов и моделей их оптимального использования в деятельности предприятий .

    Считаем целесообразным понимать под объектом финансовой логистики существующие финансовые потоки в контуре логистического цикла (дебиторская, кредиторская задолженности), тесно связанные с материальными потоками. Именно неразрывная связь с материальными потоками является критерием отнесения финансового потока к сфере финансовой логистики! Предметом финансовой логистики являются регулирующие (регулирующие рассогласования в логистическом цикле) финансовые потоки (потоки-«инъекции»), поступающие из внешней финансовой среды. Эффект финансовой логистики образуется по трем направлениям: во-первых, сокращение транзакционных затрат по привлечению финансовых ресурсов (сделки авального, акцептного, вексельного кредитов, взаимодействия фокусной компании цепи поставок с финансовой инфрастуктурой в виде банка); во-вторых, сокращение логистического цикла (сделки факторинга и форфейтинга); высвобождение оборотных средств (сделки секъюритизации векселями и складскими свидетельствами расчетов между контрагентами цепи поставок). Рассмотрим каждый инструментарий подробно.

    1. Авальный кредит направлен на повышение качества долга со стороны покупателя, когда поставщик не доверяет покупателю и просит до начала поставки предоставить банковскую гарантию в виде аваля – печати и подписи авалиста (гаранта) на простом векселе должника. В этой схеме покупатель несет логистические издержки в виде платы за аваль (от 0% до 2% от суммы долга).

    2. Акцептный кредит предполагает использование переводного векселя (в отличие от простого в предыдущей сделке). Имеет место безресурсный характер кредитования, когда срок возврата по кредиту меньше или равен сроку по векселю, т.е. банк оплачивает вексель из кредитных денег заемщика, не вкладывая собственных средств. Это позволяет банку резко снизить процентную ставку по кредиту, что означает сокращение логистических затрат исследуемого предприятия. Недостаток – сокращение срока погашения кредиторской задолженности, когда первоначальный срок погашения задолженности поставщику, равный сроку по векселю, заменяется на меньший срок задолженности перед банком. Это снижает устойчивость.

    3. Вексельный кредит сочетает особенности предыдущих сделок. Предметом кредита являются не денежные средства (как при классическом кредите), а простой срочный вексель банка, который имеет ярко выраженную потоковую природу, что позволяет ему погашать задолженность, перемещаясь от одного участника логистической цепи к другому (операции 1,2) (рис. 1). Объект кредита – покупатель (исследуемое предприятие). Объект кредитования – погашение долга (1), т.е. финансирование его оборотных средств в логистической цепи. Безресурсный (безденежный) характер сделки аналогично предыдущей сделке, что снижает логистические затраты. Однако существует второй, самый значительный элемент затрат – дисконт поставщика как плата за неденежную форму расчетов. Поэтому при оценке эффективности вексельного кредита необходимо оценивать и сокращать разнонаправленные в динамике суммарные затраты: при увеличении срока увеличиваются логистические затраты в виде дисконта поставщика в контуре логистического цикла и уменьшаются процентные (транзакционные) расходы на финансовую поддержку банка (рис. 2).

    Рис. 1. Cхема вексельного кредита

    Таким образом, имеем оптимизационную задачу: найти такое значение потока-«инъекции» в логистическую цепь исследуемого предприятия в виде наилучшего срока вексельного кредитования t*, при котором получим экономический резерв в виде сокращения логистических издержек при привлечении финансовых ресурсов (рис. 2):

    Рис. 2. Графическая постановка задачи оптимизации вексельного кредита

    Сделки авального, акцептного и вексельного кредитов целесообразно трактовать как инструментарий банковской логистики, являющейся разновидностью финансовой .

    4. Взаимодействие фокусной компании цепи поставок с финансовой инфрастуктурой в виде банка. В нашем исследовании системный комплекс – это совокупность участника (узкого звена) цепи поставок им банка как регулятора отклонений в параметрах его финансовых потоков (рис. 3).

    Рис. 3. Системный комплекс «фокусная компания–банк»: (1) – поставка сырья; (2) – поставка готовой продукции; (3) – оплата готовой продукции; (4) – оплата сырья; (5) – предоставление финансовых ресурсов; (6) – возврат ресурсов

    Особенности комплекса: отсутствие аффилированных отношений участников. Этим он отличается от ФПГ и цепи поставок, которые могут иметь вертикальную интеграцию; контрактные отношения участников; мобильный состав участников, когда комплекс может «сдвигаться» по цепи вверх или вниз в зависимости от наличия «узких звеньев». Между собой должны быть согласованы пары потоков (1) и (4) в функционале «Снабжение»; (2) и (3) в функционале «Сбыт». Ключевые резервы устойчивости заключены в согласовании пары потоков (3) и (4). Их несоответствие является причиной образования кассового разрыва (поток-«утечка»), например, задержка оплаты продукции 3) и диктует необходимость согласования за счет организации регулирующих потоков – потоков-«инъекций» (поток 5). В их качестве выступают современные банковские продукты, направленные на снижение затрат на формирование оборотного капитала (вексельный кредит) и на увеличение продаж за счет ускорения оборота капитала (факторинг). Таким образом, банк является финансовой инфраструктурой цепи поставок промышленного предприятия, генерируя потоки-«инъекции» в «узкие звенья» фондов обращения, обеспечивая тем самым в зависимости от типа цепи, во-первых, ее непрерывность и устойчивость, во-вторых, снижение затрат по всей цепи. Моделирование и внедрение было произведено в Челябинском филиале банка ВТБ и ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод». Баланс интересов банка и фокусной компании был достигнут при процентной ставке 18% годовых, при этом величина экономического эффекта комплекса (добавленной стоимости в цепи поставок) составила 2,2 млрд руб. .

    5. Факторинг . Исследуемое предприятие-поставщик в факторинговой сделке преследует цель ускорения логистического цикла за счет досрочной продажи долга, когда вырученные средства направляются в новую, более доходную сделку. При оценке эффективности факторинговой сделки необходимо оценивать и сокращать разнонаправленные в динамике суммарные затраты: при увеличении срока увеличиваются затраты на инсоринг (затраты на омертвление капитала в дебиторской задолженности, логистические риски, запасы готовой продукции в контуре логистического цикла) и уменьшаются затраты на аутсоринг при управлении долгом (транзакционные расходы на финансовую поддержку фактор-компании) (рис. 4).

    Рис. 4. Организация факторинга

    Имеем оптимизационную задачу: найти такое значение учетной ставки потока-«инъекции» от фактор-компании в логистическую цепь исследуемого предприятия, при котором получим экономический резерв в виде сокращения логистических издержек и сокращение логистического цикла на величину (t-t*) (рис. 5) .

    Рис. 5. Графическая постановка задачи оптимизации факторинга

    6. Секъюритизация. Сегодня предприятие располагает тремя основными инструментами структурирования финансовых потоков: вексель, складское свидетельство, правовой институт перемены лиц в обязательствах (сделки переуступки прав требования и сделки перевода долга) (табл. 1) .

    Таблица 1 Сравнительная характеристика инструментов секъюритизации

    Признак сравнения

    Складское
    свидетельство

    Преимущества

    Недостатки

    Преимущества

    Недостатки

    1. Тип инструмента

    Ценная бумага

    Ценная бумага

    2. Способность служить расчетным средством

    3. Способность служить инструментом коммерческого кредита

    Требования держателя не обеспечены залогом имущества
    должника

    Да. Требования держателя обеспечены залогом товара, что улучшает его положение в очереди кредиторов

    4. Способность служить инструментом низко-затратного пополнения оборотных средств

    5. Возможность извлечения прибыли при операциях

    6. Природа

    Долговой инструмент

    Отношения хранения

    7. Форма погашения

    Деньги, товар,
    услуги

    Запланированный товар

    8. Наполняемость

    Может не быть

    Всегда реальная

    9. Предмет наполнения

    Вещь, работы, услуги

    10. Риск для держателя

    Высокий в силу предпринимательских рисков эмитента

    Низкий в силу
    отсутствия пред­принимательских рисков склада

    11. Риск для эмитента

    Высокий, т.к. может быть предъявлен к оплате деньга­ми, что не планировалось эмитентом

    Низкий, т.к. «погашение» происходит запланированной продукцией

    12 Способ обращения

    Посредством индоссамента (односторонняя сделка)

    Посредством передаточной надписи» – договора цессии (двусторонняя сделка)

    13. Развитость рынка

    14. Регулируемость

    Секъюритизация основывается на синтезе инновационной и финансовой видов логистик, согласно которой реструктурируются финансовые потоковые процессы посредством внедрения инноваций для достижения дополнительного эффекта. Развитие товарных рынков, средств и методов своевременного и полного удовлетворения спроса на товар привели к необходимости оптимизации материальных и финансовых потоков через совершенствование инструментов их структурирования. В результате этого пополнился класс товарораспорядительных документов.

    По своей экономической природе складские свидетельства являются инновационным инструментом трансформации материального потока в финансовый и обратно. На рис. 6 предложен процесс образования сети поставок, образованной в результате мультипликации базисной («горизонтальной») ЦП 1 (функционирующей в режиме вытягивания поставки) и «вертикальной» цепи поставок ЦП 2 (функционирующей в режиме выталкивания поставки). В предложенной сети поставок капитал ускоряется одновременно по двум цепям: в границах «горизонтальной» цепи ускоряется движение финансовых потоков (связи 11, 12 и 15); в границах «вертикальной» цепи – движение материальных потоков (13). Это ускорение ведет к образованию положительного эффекта синергии, заключающегося в увеличении объема сбыта и, как следствие, прибыли предприятия.

    Рис. 6. Алгоритм формирования сети поставок на основе финансовой и инновационной логистики. Условные обозначения: ДCC – двойное складское свидетельство, CЧ – складская часть; ЗЧ – залоговая часть

    Предметом оптимизации является запаздывание между заказом на готовую продукцию и поставкой продукции потребителю. Критерием оптимизации являются интегральные затраты. Моделирование на крупном предприятии Челябинской области – ОАО «Златоустовский машиностроительный завод» – позволило получить следующие результаты: минимальное значение затрат достигается при величине предоплаты i = 50 % (логистический рычаг мультипликации) и оптимальном запаздывании поставки 64 дня . Это означает, что за счет внедрения инновационной финансовой логистики можно увеличить сбыт на 50%. В этом случае коэффициент соответствия цепей поставок в сети достигает максимального значения (1).

    Таким образом, научная значимость предложенных моделей в том, что они формируют методические основы управления финансовыми потоками в концепциях финансовой и инновационных логистик; практическая значимость в том, что они позволяют менеджменту предприятий повысить качество управления финансовыми потоками в направлении сокращения затрат и ускорения оборота капитала.

    Список литературы

    1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. –СПб: Питер, 2013.- 432 с.

    2. Барыкин С.Е. Теория и методология управления материальными и сопутствующими потоками в микрологистической системе: диссертация на соискание уч. степени доктора экон. наук/С.Е.Барыкин// ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», 2009.

    3. Бутрин А.Г. Критерии управления взаимосвязанными потоковыми процессами/А.Г.Бутрин//Логистика.– 2001.– № 4. -C.29-31.

    4. Бутрин А.Г. К интегральной оценке эффективности потоковых процессов/А.Г.Бутрин//Логистика. – 2002.– № 1.– C. 29.

    5. Бутрин А.Г. Об оптимальном запаздывании финансового потока /А.Г.Бутрин//Логистика. – 2002.– № 3.– C. 21.

    6. Бутрин А.Г. О cлужбе логистики на предприятии/А.Г.Бутрин//Логистика. – 2003. – №3. – С. 13.

    7. Бутрин А.Г. О преподавании финансовой логистики /А.Г. Бутрин//Логистика.– 2008.– № 1. –C.39-40.

    8. Бутрин А.Г. Вновь о финансовой логистике/А.Г.Бутрин//Логистика.– 2008.– № 2. –C.16.

    9. Бутрин А.Г. Управление потоковыми процессами в логистической системе предприятия: монография /А.Г.Бутрин.– Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2008.– 132 с.

    10. Бутрин А.Г. Логистика для финансового директора: учебное пособие/А.Г. Бутрин.– Челябинск, 2009.–180 с.

    11. Бутрин А.Г. Финансовые потоки в цепи поставок промышленного предприятия/А.Г.Бутрин, А.И.Ковалев, Д.А.Полюнас//Финансы и кредит. –2009.– № 45.–C.22-28.

    12. Бутрин А.Г. Управление фондами обращения в цепи поставок промышленного предприятия: монография/А.Г.Бутрин, С.А.Суслов.– Челябинск, 2009.– 99 с.

    13. Бутрин А.Г. Моделирование цепи поставок промышленного предприятия: учебное пособие/А.Г.Бутрин.– Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010.– 184 с.

    14. Бутрин А.Г. Управление взаиморасчетами в цепи поставок промышленного предприятия: монография/А.Г.Бутрин, А.И.Ковалев.– Челябинск, 2010.– 112 с.

    15. Бутрин А.Г. Проектирование и оптимизация бизнес-процессов интегрированных предприятий: монография/А.Г.Бутрин.– Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2011.– 313 с.

    16. Бутрин А.Г. Методические основы управления цепями издержек интегрированных предприятий: учебное пособие /А.Г. Бутрин.– Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011.– С. 105

    17. Бутрин А.Г. Инструменты управления фондами обращения промышленного предприятия/А.Г.Бутрин, Е.И.Рогожников// Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент».–2011.– № 28..– C.165-169.

    18. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров.– 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Изд-во Юрайт, 2014-734 с.

    19. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие по специальности «Логистика»/Н.К.Моисеева.– М.: 2008.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта