Дисциплина: «Управление человеческими ресурсами» Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний в области управления человеческими ресурсами современной организации, а также приобретение практических навыков применения различных методик управления человеческими ресурсами на практике. Задачами изучения дисциплины является: систематизация теоретических знаний в области менеджмента и управления человеческими ресурсами; овладение современными методиками управления человеческими ресурсами; умение применять современные подходы и методики на практике. В результате освоения дисциплины студент будет: Знать:
навыками разработки и применения основных механизмов, методов, форм управления и развития человеческих (трудовых) ресурсов на различных уровнях управления;
навыками диагностики межкультурных различий в мотивации персоналом на международных предприятиях.
Изучение основ современной теории управления человеческими ресурсами на макро- мезо- и микроуровне; раскрытие экономической природы трудового потенциала и системы формирования и использования человеческих ресурсов.
И.Ф. Печеркина. Обеспечение и развитие трудовых ресурсов организации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200.
Шило И.Н. Инжиниринг человеческих ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для магистрантов направления 080500.68 «Менеджмент».
Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление трудовыми ресурсами» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания
Программа повышения квалификации
«Управление человеческими ресурсами в организации»Руководитель программы. Кандидат психологических наук Башкин Евгений Брониславович.
Контакты. Телефоны: 8-963-679-18-50. Эл. почта: [email protected]
Цель программы. Формирование у слушателей системно-целостного видения и компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в области управления персоналом, изложение практического опыта применения ключевых технологий управления человеческими ресурсами с позиций методологии системного подхода
Более подробную информацию о программе можно найти по адресу: evgbashkin.wix.com/hrm-msu
Преподаватели. Обучение проводят Е.Б. Башкин и приглашенные эксперты из числа научных сотрудников, HR-менеджеры, бизнес-консультанты.
Слушатели программы. Программа ориентирована на лиц с высшим или средним специальным образованием, менеджеров всех уровней и видов деятельности, HR-менеджеров, руководителей кадровых департаментов, специалистов агентств по подбору персонала, резервистов руководящего состава
Выдаваемый документ. Удостоверение о повышении квалификации в МГУ по программе «Управление человеческими ресурсами в организации».
Срок обучения. Объем программы – 72 акад. часа. Продолжительность обучения – 4,5 месяцев.
Форма обучения. Вечерняя.
Режим занятий. 1 разв неделю по 4 акад. часа в день: 18:30-21:30. Начало занятий по мере комплектования группы
Оплата. Стоимость обучения в 2019/2020 учебном году составляет 70 000 рублей. Оплата обучения производится строго в соответствии с указанной стоимостью без взимания какой-либо дополнительной оплаты со слушателей за образовательные услуги, не предусмотренные договором с МГУ.
Условия приема . По результатам собеседования. Собеседование проводится по адресу: Факультет психологии МГУ, Моховая ул., д. 11, стр.9, к. 210. Предварительная запись на собеседование по телефону или электронной почте: 8-963-679-18-50 или [email protected]
Приём документов. Факультет психологии МГУ: ул. Б. Никитская, д. 2, комн. 2.3.03. Тел. 8-495-629-48-09.
Перечень документов. Паспорти его ксерокопия, диплом о высшем образовании и его ксерокопия. Фотография на пропуск (черно-белая или цветная, 3 х 4 или 3,5 х 4,5).
Учебный план .
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе
Лекции
Практические занятия
Роль системы управления персоналом в современной организации. Формы профессионализма и развитие методологии кадрового менеджмента. Этика менеджера по управлению персоналом. Организация как система. Жизненные циклы систем. Стратегия управления человеческими ресурсами и кадровая политика. Структура и основные процессы системы управления персоналом. Организация работы с персоналом. Модель компетенций как средство построения системы управления персоналом организации Оценка кадрового потенциала, аудит системы управления персоналом. Подбор, расстановка и адаптация персонала. Управление карьерами. Подготовка, обучение и развитие персонала. Оценка результативности и аттестация персонала Консалтинг в сфере управления человеческими ресурсами. Конфликты в организации. Деловое общение в HR-менеджменте. Построение партнерских отношений Профессиональный имидж. Личная эффективность. Коучинг в организации Всего
Итоговая аттестация: экзамен по программе обучения.
Всем известно, что кадры решают все, и сегодня этот афоризм актуален как никогда. Осознание того, что главнейшее средство для развития потенциала и плодотворной работы любого предприятия или компании - это персонал, позволило появиться такой профессии, как специалист в области управления человеческими ресурсами. И сейчас возможность освоить эту востребованную профессию предоставляет дистанционное высшее образование.
Планируя обучиться по специальности «управление человеческими ресурсами», образование онлайн выбирают все большее количество дальновидных абитуриентов, ведь оно позволяет начинать построение карьеры уже в период обучения. Подкрепляя популярное нынче представление о неразумности тратить излишнее количество времени и средств на то, чему можно обучаться параллельно получению трудового стажа, дистанционное образование утвердило свое право считаться достойной альтернативой традиционным формам получения знаний.
Университет «Синергия» приглашает вас стать профессионалом в такой области менеджмента, как управление человеческими ресурсами: образование на дому построено таким образом, что позволит вам совмещать обучение, личную жизнь, собственные проекты, приобретение трудового стажа. Сегодня учиться можно легко, получая при этом мощную отдачу!
Высокотехнологичное образование через интернет позволит вам освоить живую, востребованную и невероятно увлекательную специальность: управление человеческими ресурсами. Образование удаленно является доступным способом достичь профессионализма в сфере HR, ведь вы научитесь:
Современное дистанционное образование в университете «Синергия» дает не только теоретические навыки и знания по профессии, но и включает практические занятия - например, разборы реальных бизнес-кейсов. Сегодня важно не только знать, но и уметь, а еще - учиться у профессионалов: набраться опыта позволят виртуальные мастер-классы и тренинги, в которых наши приглашенные эксперты рассказывают о секретах профессии. Получите доступ к уникальной базе знаний!
Во время обучения вы познакомитесь с такими дисциплинами, как психология в управлении персоналом, кадровое планирование, трудовое право, стратегия управления персоналом. Второе образование удаленно по специальности «управление человеческими ресурсами» - это ваши возможности и для удачного трудоустройства, и для перспективного карьерного роста!
I. Управление человеческими ресурсами организации (УЧР)
Cубъект, объект УЧР; назначение службы управления персоналом (СУП), ее цель функции, место, роль в УЧР.
Разработка кадровой политики и стратегии.
Эволюция HR-службы в контексте ее роли в компании и уровня решаемых ею задач
А) Определение и оценка потребности в персонале (оценка спроса на персонал). Анализ возникшей потребности в персонале. Планирование должностей и должностных обязанностей, проектирование рабочего места. Разработка штатного расписания и должностных инструкций.
Б) Оценка предложения труда. Формирование HR-бренда.
В) Оценка персонала, покидающего организацию. Текучесть кадров (расчет показателя, допустимые значения).
Г) Разработка профиля должности: компетентностный и мотивационный аспекты.
Д) Политика найма персонала. Взаимодействие с участниками кадрового рынка (кадровые агентства, агентства по трудоустройству, центры занятости, специализированные СМИ, учебные заведения).
Е) Поиск и отбор персонала. Технологии и методы поиска кандидатов, в том числе Интернет-рекрутмент. Технологии проведения собеседования с кандидатами. Оценка кандидатов.
А) Оценка качества и эффективности персонала.
1. Понятие оценки персонала и эффективности персонала.
2. Виды и объекты оценок: оценка персонала, оценка исполнения, аттестация.
3. Компетентностный подход в оценке персонала, его возможности. Разработка моделей компетенций. Примеры. Применение моделей компетенций.
4. Методы оценки и их применение:
— качественные (интервью и опросы, 360°, метод сравнительного анализа, оценка поведения, описательные методы, метод критических ситуаций и др.);
— количественные (система коэффициентов, балльный метод и др.);
— комбинированные (оценка результатов деятельности (KPI), деловые игры, тестирование, ассессмент-центр, рейтинги, тестирование и др.).
5. Результаты оценки. Анализ результатов, их применение. Связь с системами обучения/развития и мотивации.
6. Организация процедур оценки: подготовка, разделение ответственности, документирование. Методы повышения объективности оценок.
7. Внедрение системы оценки в компании. Примеры. Типичные ошибки и проблемы.
8. Разработка Положения об аттестации персонала: юридический аспект и документирование. Проведение аттестации.
Б) Управление мотивацией.
1. Определение мотивации. Суть понятий: потребность, мотив, мотиватор. Процесс формирования мотива (схема). Основные теории мотивации.
2. Факторы мотивации.
2.1. Классификация потребностей и факторов мотивации (Маслоу, Герцберг и прочие содержательные теории). Иерархия потребностей. Актуализация потребностей.
2.2. Материальная мотивация (компенсация).
2.2.1. Стратегия и политика компании в вопросе материальной мотивации.
2.2.2. Установление и изменение заработной платы. Анализ рынка заработных плат: цель, методы.
2.2.3. Виды компенсаций. Постоянная и переменная части заработной платы.
2.2.4. Определение величины постоянной части заработной платы. Тарифная сетка. Оценка работ и грейдирование.
2.2.5. Определение величины переменной части заработной платы. Применение систем MBO (управление по целям), BSC (сбалансированная система показателей) на основе ключевых показателей эффективности (KPI). Типичные ошибки. Практика российских и иностранных компаний.
2.2.6. Соотношение постоянной и переменной частей в структуре заработной платы.
2.3. Нематериальная мотивация: факторы, значение. Практика российских и иностранных компаний.
2.4. Понятие стимула (средства воздействия). Виды средств воздействия.
2.5. Система штрафов и наказаний. Преимущества и недостатки.
3. Понятия трудовой и мотивационной среды организации. Гибкая, негибкая трудовая среда. Мотивационная политика.
4. Цель, методы и инструменты изучения мотивационной сферы кандидата/сотрудника. Мониторинг удовлетворенности персонала работой. Цель, способы и работа с полученными данными.
5. Создание системы мотивации (как процесс). Переменные, влияющие на силу мотивации; управление переменными.
6. Удержание ключевых сотрудников, методы удержания, практический опыт.
7. Оценка эффективности системы мотивации. Показатели эффективности и методы ее оценки.
В) Адаптация новых сотрудников.
1. Понятие адаптации. Цель и уровни качества процесса адаптации.
2. Испытание при приёме на работу и адаптация: психологический и юридический аспекты.
3. Разработка программы адаптации для разных квалификационных категорий сотрудников.
4. Методы адаптации: welcome (вводный) тренинг, экскурсия, знакомство с документами, специальные тренинги, наставничество, шэдоуинг.
5. Разделение ответственности за реализацию процесса адаптации.
6. Оценка успешности адаптации, методы оценки.
Г) Организация обучения и развития персонала (ОиР).
1. Цель и уровни качества процесса ОиР. Разница функций обучения и развития персонала.
2. Политика в области ОиР. Самообучающаяся организация и другие современные тенденции в ОиР.
3. Планирование ОиР:
3.1. Определение потребности в ОиР:
3.1.1. Причины потребности в ОиР.
3.1.2. Информационные источники для определения потребности в ОиР.
3.1.3. Методы диагностики потребности в ОиР.
3.2. Выбор форм и методов ОиР:
3.2.1. Формы и методы обучения:
3.2.1.1. Функциональное/корпоративное обучение.
3.2.1.2. Внутреннее (институт тренеров, хранилище знаний)/внешнее обучение. Выбор провайдеров (в том числе, с помощью тендеров); критерии выбора поставщика услуг.
3.2.1.3. Лекция, семинар, тренинг, наставничество (менторинг), e-learning, самообучение.
3.2.2. Методы развития: коучинг, консультирование, глубинное интервью, обратная связь, ротация (секондмент), сессии по обмену знаниями.
3.3. Бюджетирование ОиР: виды затрат, стоимость процедур, защита бюджета и его последующая корректировка.
3.4. Составление плана мероприятий ОиР: формы обучения, категории персонала, время, место. Согласование плана с бюджетом.
4. Проведение мероприятий по ОиР:
4.1. Подготовка персонала к мероприятиям по ОиР.
4.2. Реализация плановых мероприятий, контроль: содержательная и организационная части ОиР. Корректировка планов.
5. Оценка эффективности ОиР. Методы оценки: экзамен, ассессмент, тестирование, анкетирование. Критерии оценки: улучшение целевых показателей (ROI, объема и структуры продаж, производительности труда и др.); модель Кирпатрика.
Д) Кадровый резерв. Планирование карьеры.
1. Понятие кадрового резерва. Цель и задачи кадрового резерва.
2. Разработка Положения о кадровом резерве. Разделение ответственности за формирование кадрового резерва.
3. Формирование кадрового резерва:
3.1. Оценка потребности компании в кадровом резерве и индивидуальной потребности сотрудников в развитии карьеры.
3.2. Направления оценки кандидатов в кадровый резерв (диагностика личностных качеств, изучение мотивации, профессиональных качеств).
3.3. Обучение и развитие резервистов (подготовка, обучение, наставничество).
3.4. Планирование карьеры; механизм карьерного роста; виды и этапы карьеры.
4. Оценка эффективности формирования кадрового резерва. Критерии и методы оценки.
5. Управление талантами.
Е) Формирование и развитие корпоративной культуры (КК).
1. Понятие КК и ее значение для организации. Составляющие элементы КК.
2. Типы КК. Методы исследования и оценки КК (наблюдение, опросники, интервью, фокус-группы), критерии оценки.
3. Формирование и развитие корпоративной культуры: формирование корпоративной идеологии, ролевые модели, корпоративные мероприятия. Изменение корпоративной культуры.
4. Внутренний PR. Организация системы внутренних коммуникаций в компании.
А) Юридический аспект:
3. Увольнение по инициативе работодателя.
Б) Социально-психологический аспект:
1. Увольнение по инициативе работника.
Работа с увольняющимся сотрудником (опросники, выходное интервью), выявление причин увольнения. Поддержание связей с уволенными: цель и способы.
2. Увольнение по обстоятельствам, независящим от воли сторон.
3. Увольнение по инициативе работодателя:
3.1. Методы увольнения: Итальянская забастовка. Провокация. Запугивание. Невыполнимые задания. Переговоры. Лист ожидания.
3.2. Увольнение отдельных категорий работников: 1) руководители, 2) совместители, 3) беременные.
3.3. Рекомендации увольняемым работникам: устные и письменные.
3.4. Аутплейсмент.
А) Бюджет службы управления персоналом (СУП).
1. Методы составления бюджета: от достигнутого и с нулевого базиса.
2. Основные статьи затрат и методики их группировки.
3. Экономический и бухгалтерский аспекты бюджетирования.
4. Оптимизация расходов на персонал: традиционный и современный методы.
5. Взаимодействие с топ-менеджментом/собственниками и финансовым руководством компании по вопросам лоббирования интересов и продвижения/реализации идей СУП.
Б)
Цели бухгалтерского и управленческого учёта. Сравнительный анализ МСФО и РПБУ. Виды налогов и налоговых баз. Виды первичных документов.
В)
Финансовые показатели деятельности организации и их расчёт. Прибыль и её виды, себестоимость, затраты и их виды, показатели рентабельности и её порог, денежные потоки.
Г)
Экономика труда:
1. Расчет оптимальной численности: бенчмаркинг и нормирование.
2. Производительность труда и резервы ее роста, выработка и трудоёмкость.
Д)
Показатели экономической эффективности работы СУП: HR ROI, прибыль на сотрудника, соотношение продуктивного и непродуктивного персонала, скорость бизнес-процессов, текучесть персонала.
Е)
Математические методы в УЧР.
Организационная структура службы управления персоналом.
Положение о СУП.
Распределение ответственности.
Регламентирующие документы СУП, локальные нормативные акты СУП (обязательные, рекомендательные).
Цель I блока программы – представить и подробно разобрать все функции HR-службы современной компании, причем в последовательном порядке.
Пройдя данный раздел обучения, вы узнаете:
Вместе с опытными HR -руководителями (преподавателями курса) вы сможете проанализировать все основные задачи, которые стоят перед кадровой службой вообще и перед вашей HR -службой, в частности. Вы узнаете об ошибках, с которыми преподаватели сталкивались в своей практике, и как они с ними справлялись. С помощью преподавателей вы разберете сложные ситуации, которые происходили или могут произойти в вашей работе, и определите варианты их решений.
II. Общие принципы построения и функционирования современных бизнес-структур. Основы оргпроектирования
Вы узнаете, как устроен современный бизнес, как определяется стратегия компании, как строится процесс управления и осуществляются организационные изменения, а также узнаете, как должна вести себя HR -служба в ходе этих процессов и какова ее роль.
Почему было важно включить этот блок в данную программу? — Сегодня функции кадровой службы все чаще воспринимают как бизнес для внутреннего клиента, как сервис для внутренних подразделений компании. Следовательно, HR -специалистам необходимо понимать, каким образом их инициативы и действия, а также предлагаемый ими инструментарий повлияют на бизнес-процессы компании. Нужно хорошо разбираться в устройстве бизнеса и понимать суть основных проблем, с которыми сталкиваются топ-менеджеры и линейные руководители – чтобы помогать им в решении операционных и стратегических вопросов. Важно, чтобы HR -специалист говорил с управленческой командой на одном языке, владел необходимыми понятиями и прекрасно понимал их суть. Данный блок ориентирован на достижение этой цели.
III. Системы управления эффективностью и мотивацией персонала как основа УЧР
IV. Основы психологии, применяемые в управлении человеческими ресурсами
А) Человек, индивид, индивидуальность, личность: соотношение понятий.
Б) Темперамент: понятие, типы. Психодиагностика.
В) Характер: понятие, структура, типологии, формирование. Акцентуация характера. Психодиагностика
Г) Личность: понятие, структура, формирование, концепции. Психодиагностика
Д) Способности и задатки человека. Мышление, интеллект. Психодиагностика.
Е) Сферы личности и их психодиагностика:1. Познавательная
2. Эмоциональная
3. Волевая
4. МотивационнаяЖ) Основы графологии (психодиагностика по почерку).
З) «Я-концепция». Самосознание. Самооценка. Психодиагностика.
И) Механизмы психологической защиты и их роль в регуляции поведения. Стресс. Эмоциональное выгорание. Фрустрация. Психодиагностика.
А) Проективные методы в психодиагностике. Психодиагностика почерка, подписи и рисунка.
Б) Психодиагностика лица, головы, телосложения.
Профессионально важные качества; знания, умения, навыки; профессиограмма, психограмма
А) Общение: понятие, структура, функции. Эффекты восприятия.
Б) Конфликтология. Профилактика конфликтов в коллективе. Психодиагностика.
В) Социальная психология больших и малых групп. Феномен групповой сплоченности. Лидерство. Психодиагностика.
Цель IV блока программы:
V. Трудовое законодательство. Кадровое делопроизводство
Цель V блока программы – научить слушателей грамотно применять нормы трудового законодательства с учетом особенностей компании и организации кадровой службы.
Особое внимание будет уделено наиболее болезненным и проблемным вопросам в практике применения трудового законодательства российскими компаниями.
Учащиеся получат ценный навык анализа реальных ситуаций и самостоятельного принятия решений в ограниченные сроки. При этом, принимая решения, участники научатся всесторонне оценивать риски работодателя и выбирать вариант минимизирующий эти риски.
- Продолжительность обучения — 400 академических часов (8 месяцев).
- Обучение – очное. Занятия проводятся без отрыва от работы, один день в неделю, по субботам.
- Целевая аудитория: HR-специалисты и HR-руководители; работники кадровых и иных служб компаний, желающие повысить свои профессиональные возможности в сфере управления персоналом; выпускники ВУЗов, ориентированные на работу в сфере управления персоналом.
- По окончании курса слушателям выдаются два документа: удостоверение установленного образца о повышении квалификации и сертификат hr school .
- Стоимость обучения составляет 59600 рублей (149 руб./час). Оплата возможна частями. Обращаем внимание, что стоимость академического часа здесь в 1,5 раза меньше, чем у наших кратковременных курсов.