Главная » Нужен кредит » Краткие сведения из истории развития полиграфии. Исторические этапы развития полиграфии

Краткие сведения из истории развития полиграфии. Исторические этапы развития полиграфии

С целью увеличения производительности печати, люди стремились автоматизировать печатный процесс. Один из многих подходов к решению данной проблемы был реализован в устройстве под названием «Монотип». В нем была впервые воплощена в реальность идея разделения клавиатуры и отлива. Монотип работал на основе того, что несколько операторов, изготавливающих одновременно несколько перфолент, могли заставить буквоотливной механизм работать с максимальной скоростью. Совершенствование этого оборудования в США позволило к 1929 году создать оборудование, которое полностью использует разделение функций человека и машины. Данные устройства могли работать с производительностью более 20 тысяч знаков в час.

Многие годы печатная индустрия сталкивалась с проблемой изготовления малотиражной полиграфии. Проблема состояла в том, чтобы отпечатать тиражи быстро, и в то же время качественно: ведь процесс подготовки издания к печати был достаточно трудоемок и соответственно длителен по времени, а сокращение какой - либо стадии из этого отлаженного процесса могло сказаться на качестве продукции. Эта проблема имела и другую грань: часто вставали вопросы о возможности печатать малыми тиражами и о стоимости этой продукции: ведь для того, чтобы, отпечатать 100 экземпляров визитных карточек требовалось столько же времени и усилий, как отпечатать буклет в 1000 экземпляров, при практически одинаковой стоимости печати. Поэтому буквально 10 лет назад как таковой оперативности в полиграфии, т.е. оперативной полиграфии не было, и связано это было с тем, что доминирующей технологией была офсетная печать.

Стремительное развитие в 90-е годы компьютерной техники, затронувшее все отрасли промышленности, коснулось и полиграфии. Появились новые технологии печати, основанные на различных способах переноса изображения на любые запечатываемые материалы: цифровые машины, цветные копиры, основанные на методе микропьезоструйной печати, сублимационные принтеры, ризография и другие специальные виды печати. По сравнению со способом офсетной печати данные технологии позволяют получать высококачественные оттиски при меньшей трудоемкости процесса. Изменились также допечатные и послепечатные технологии изготовления изданий. Развитие и оптимизация процессов допечатной обработки информации позволило резко уменьшить время подготовки макетов, цветоделенных пленок и печатных форм, что существенно сказалось на сокращении времени изготовления всего тиража. Применение новых разработок в послепечатных процессах существенно увеличило ассортимент полиграфической продукции. Все эти технологии использует сегодня оперативная полиграфия. Именно оперативная полиграфия позволят получить практически за один - два дня (или даже часа) качественную продукцию любого вида и любого тиража.

Имея в своем арсенале столь многочисленные способы оперативная полиграфия очень многогранна. В зависимости от вида производимой продукции и используемого оборудования основные направления оперативной полиграфии можно подразделить на: малотиражную полноцветную, широкоформатную, черно-белое тиражирование, сувениры и упаковка.

Оперативная полиграфия, основанная на использовании сублимации - позволяет при малых тиражах быстро и дешево получать изображения на ткани, ведь использование шелкографии на малых тиражах очень дорого. Технология оперативной полиграфии, использующая тампопечать, применяется для нанесения изображение на сувениры. Цифровая печать. 1923 год в истории полиграфии был отмечен появлением электростатической печатной системы, в ней краска переносилась с цилиндрической печатной формы на бумагу под действием электрических зарядов. Около 1948 года в Америке создали альтернативную методику электростатической печати, в которой на бумагу наносили вместо красок порошок, очень чувствительный к воздействию электричества. Именно данная технология явилась основой для развития технологии ксерокопирования, которое сегодня незаменимо для офисного применения и, промышленной печати, а также ксерографии -- для печати постеров и карт.

Сублимацеиолнные принтеры позволяют выводить на бумагу полноцветные изображения пригодные к последующему переносу на ткань. Это очень важно, так как применяемая в таких случаях шелкография становится при малых тиражах очень дорогостоящей.

Ризограф - это пресс горячего теснения. Считанное сканером изображение передается в процессор, который управляет термоголовкой. Та в свою очередь прожигает дырочки в специальной особо прочной бумаге из бананового волокна. Таким образом, первоначальное изображение переносится на «банановую» мастер-пленку. Она автоматически натягивается на раскатной барабан - внутрь барабана подается болон с краской, которая при вращении барабана центробежной силой «прижимается» к сетке, и проходит через дырочки в мастер-пленке.

Цветная печать. Многоцветная печать в истории как самодеятельный метод появилась почти одновременно с изобретением книгопечатания. Например, в XVII веке метод многоцветной печати состоял в следующем: на разные части гравированной металлической печатной формы наносились краски всех возможных цветов, а затем и печаталось все изображение как обычно. В 1719 году живописец Жак-Кристоф Ле Блон подал патент в Англии на печатный процесс, предназначение которого воспроизведение цветного изображения в три краски, а именно голубой, желтый и красный цвет; черная же краска использовалась исключительно для печати контуров изображения. Благодаря нанесенной на исходное изображение плотной сетки печатник, который изобрел данный метод, гравировал четыре металлические формы и друг за другом изготавливал четыре одноцветных оттиска, каждый из них был одного цвета.

В.Л. Хмылев

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Учебное пособие


Хмылев В.Л. Техника и технология средств массовой информации: Учеб. пособие /Том. политехн. ун - т. – Томск, 2003. – 107 с.

В пособии в краткой форме изложены теоретические вопросы курса «Техника и технология средств массовой информации». По каждой теме представлен как теоретический материал, так и вопросы для повторения и закрепления. Пособие подготовлено на кафедре культурологии и социальной коммуникации Гуманитарного факультета, соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов специальности «Связи с общественностью» 350400 Института дистанционного образования.

Печатается по постановлению Редакционно - издательского Совета
Томского политехнического университета.

Рецензенты:

В.М. Ушаков – профессор кафедры прикладной механики Института экономики и предпринимательства ТГПУ, академик МАНЭБ, доктор технических наук.

В.В. Бендерский – Генеральный директор ЗАО «Томский вестник», кандидат технических наук.

Темплан 2003

Томский политехнический университет, 2003



ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 4

Тема I
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕЧАТИ................................................................................ 5

Становление полиграфической техники и технологии................................................. 5

Способы современной печати............................................................................................. 9

Современная издательско – полиграфическая техника.............................................. 15

Основные этапы полиграфического производства...................................................... 20

Вопросы для повторения к первой теме......................................................................... 22

Тема II
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ.................................................................. 23

Становление фотографической техники и технологии.............................................. 23

Современные фотографическая техника и
фотографические методы................................................................................................... 29

Выразительные средства фотографии............................................................................. 32

Оптика в фотографии.......................................................................................................... 36

Установка оптических и экспозиционных параметров............................................... 38

Вопросы для повторения ко второй теме....................................................................... 52

Тема III
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ КИНО.................................................................................... 53

Киносъемочная техника и изобразительные средства кино...................................... 53

Особенности съемки кинофильма для телевидения.................................................... 56

Вопросы для повторения к третьей теме........................................................................ 60

Тема IV
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ........................................................... 60

Технические средства радиовещания............................................................................. 60

Радиостанция и ее оснащение........................................................................................... 64

Выразительные средства радио........................................................................................ 70

Производство основных радиопрограмм....................................................................... 73

Новостные радиопередачи................................................................................................ 73

Выступления и интервью в прямом эфире..................................................................... 76

Телефонные интервью и комментарии в записи........................................................... 76

Корреспондентские материалы........................................................................................ 76

Программирование вещательной сетки.......................................................................... 78

Вопросы для повторения к четвертой теме.................................................................... 78

Тема V
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ................................................................ 79

Технические средства телевизионного вещания.......................................................... 79

Современная телевизионная техника.............................................................................. 84

Передающая телевизионная камера, видеокамера...................................................... 95

Видеомагнитофон. Видеокассеты и видеодиски........................................................ 100

Телестудия и ее оснащение............................................................................................. 108

Вопросы для повторения к пятой теме......................................................................... 110

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................... 110


ВВЕДЕНИЕ

Развитие различных видов коммуникаций, формирование информационного общества, растущая глобализация национальных и международных связей в начале XXI века повысили интерес к комплексному изучению информационной техники и технологии. В образовательном плане эта тенденция выразилась в появлении в учебных программах гуманитарных факультетов, имеющих специальности «Журналистика», «Связи с общественностью», специальных курсов «Техника и технология СМИ». В этой связи предлагаемое учебное пособие призвано содействовать самостоятельному изучению студентами - гуманитариями как технических средств системы средств массовой информации, так и приемов, технологических особенностей работы современного журналиста.

Необходимость данного пособия обуславливается тем, что до сих пор в учебной литературе отсутствовало пособие, полностью соответствующее программе Государственного образовательного стандарта по этой дисциплине для специальности «Связи с общественностью». Выход в свет данного учебного пособия поможет освоению обширного материала по курсу «Техника и технология СМИ» студентами не только дистанционной, но очно - заочной и дневной форм обучения.

Структурно учебное пособие «Техника и технология СМИ» представлено в виде пакета, содержащего пять тем, соответственно посвященных рассмотрению техники и технологии периодической печати, фотографии, кино, радиовещания и телевидения. В названных разделах рассмотрены основные принципы технических систем, находящихся в арсенале журналиста. Здесь же студент может получить сведения, необходимые для профессионального применения современных технических средств распространения информации.

Учебное пособие написано на кафедре культурологии и социальной коммуникации для студентов ИДО ТПУ, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Тема I
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕЧАТИ

Способы современной печати

В современной полиграфической промышленности используются несколько типов печати – офсетная, высокая, глубокая, трафаретная и пр. Их названия отражают особенности технологических принципов, лежащих в основе различных печатных устройств.

Офсетная печать. Этот метод в настоящее является самым распространенным и технологически развитым способом печати. Уже много десятилетий офсетным способом печатается больше половины издательской и рекламной продукции.

Офсетная печать (от англ. offset ) является разновидностью плоской печати, при которой краска с печатной формы передаётся на поверхность резинового полотна. С неё она поступает на бумагу или другой печатный материал. Это позволяет печатать тонкими слоями красок на шероховатых бумагах. Принцип офсетной печати был предложен в 1905 году в США. Там же была создана первая офсетная печатная машина. За каждый рабочий цикл такой машины происходит увлажнение печатной формы, накатывание краски на печатающие элементы, подача бумаги, собственно печатание и вывод готового оттиска на приемный стол.

Офсетная печать в дальнейшем получила широкое распространение в мировой полиграфии благодаря механизации формных процессов, высокой производительности печатных машин, позволивших не только значительно увеличивать тираж изданий, но и выполнять печатание разнообразной полиграфической продукции, в том числе и многокрасочной.

Принцип технологии офсетной печати основан на избирательном смачивании печатающих элементов краской, а пробельных – водным раствором, которое достигается тем, что на поверхность печатных и пробельных участков формы наносятся пленки, обладающие различными молекулярно - поверхностными свойствами, устойчиво воспринимающие либо влагу, либо краску.

В процессе печатания форму попеременно смачивают водным раствором или краской, затем под давлением изображение переносится на поверхность резиновой пластины или валика, а затем – на бумагу. Т.е. при такой двукратной передаче изображения бумага не входит в непосредственный контакт с печатной формой. Эта технология позволила резко сократить давление, необходимое при печатании, снизить износ формы, увеличить скорость печатания и улучшить качество изображения.

В офсетной печати используются монометаллические и полиметаллические печатные формы. Монометаллические печатные формы – это алюминиевые или цинковые пластины, которые подвергаются комплексной электрохимической подготовке на автоматизированных гальванолиниях для увеличения адсорбционной способности и повышения износоустойчивости ее поверхности.

Полиметаллические формы создаются на основе двух металлов с разными молекулярно - поверхностными свойствами: меди – для создания устойчивых печатающих элементов и никеля (его можно заменить хромом, нержавеющей сталью) – для пробельных элементов. Полиметаллические пластины обычно делают на алюминиевой или стальной основе, на которую гальваническим путём на всю поверхность пластины наносят плёнку меди толщиной до 10 мкм и никеля или хрома толщиной 1 - 3 мкм.

Печатающие элементы на монометаллических или полиметаллических пластинах создают фотохимическим способом, копируя изображение через негатив или диапозитив на светочувствительный копировальный слой. Такие слои делают из высокомолекулярных соединений (альбумин, камедь сибирская лиственница, поливиниловый спирт) и хромовых солей, или диазосоединений, с добавлением плёнкообразующих веществ или фотополимеров. Продукты фотохимической реакции хромовых солей обладают дубящим действием. При копировании на освещенных участках слой дубится (твердеет) и теряет способность растворяться в воде. С неосвещенных участков, защищенных непрозрачными элементами негатива или диапозитива, слой удаляется при проявлении, и на пластине создаётся изображение – печатающие элементы.

Наибольшее применение находят копировальные слои на диазосоединениях, в которых под действием света происходит фотохимический распад в освещенных участках и копировальный слой удаляется с пластины при проявлении. При использовании фотополимеров под действием света на освещенных местах происходит полимеризация копировального слоя, который не растворяется в воде. С неосвещенных участков слой удаляется при проявлении.

Копировальные слои, нанесенные тонким слоем на металлические пластины, длительное время (более года) сохраняют свои свойства, поэтому существуют специализированные предприятия, где происходит подготовка металлов с последующим нанесением светочувствительных слоев.

Печатающие элементы на монометалле создаются на копировальном слое, защищенном при копировании непрозрачными участками диапозитива и оставшимися после проявления копии. На полиметаллических пластинах копировальный слой после проявления удаляется с печатающих элементов и остается как временная защита на пробельных участках. Затем производят химическое или электрохимическое травление верхнего металла (никеля или хрома) до слоя меди, после чего удаляют защитный слой с пробельных элементов. При всех способах изготовления форм после создания печатающих элементов производят обработку пробельных элементов гидрофилизирующим раствором для придания им устойчивых гидрофильных свойств.

Отдельные операции изготовления монометаллических форм (проявление, промывка, сушка) проводятся на механизированных установка х, процессы обработки копии и изготовление полиметаллических форм – на механизированных линиях .

Изобретение офсетного способа произвело подлинную революцию в печатном деле. Появилась возможность получать легкие и дешевые печатные формы на алюминиевых пластинах. Применение офсетного полотна как промежуточного материала, принимающего на себя давление печати, создавало щадящий режим для самой печатной формы, а гибкая печатная форма позволила перейти к ротационному принципу построения печатных машин, что привело к резкому увеличению скорости печатания. Например, современные рулонные ротационные офсетные печатные машины работают со скоростью до 100 000 об/ч офсетного цилиндра с длиной окружности более метра и печатаемой полосы до 2 - х метров.

В последнее время в печатную практику стала внедряться новая так называемая бесшовная технология офсетной печати. По западной терминологии она называется «Sleeve - технология». Эта технология сделала возможным увеличить скорость печати и обеспечить непрерывное движение бумажного полотна в процессе печатания.

Глубокая печать. При этом способе печатающие и пробельные элементы находятся на разных высотах. Глубокая печать основана на заполнении краской заглубленных печатающих участков. Печатающие элементы на печатной форме для глубокой печати – это ячейки разного объема, которые заполняются жидкой краской с малой вязкостью. Способ глубокой печати является технологией печатания, при которой передача изображения и текста на печатный материал проводится с печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным элементам. Пробельные элементы находятся на одном уровне, связаны между собой и образуют неразрывную сетчатую поверхность.

Различная тональность изображения на оттиске обеспечивается разной толщиной слоя краски. При этом в традиционном способе глубокой печати в темных участках изображения глубина печатающих элементов наибольшая, а в светлых – наименьшая. Характерным для этого способа печати является и то, что в процессе печатания форма глубокой печати полностью заполняется краской. То есть краска заполняет все печатающие и все пробельные элементы. Поскольку при глубоком способе печати краска наносится как на печатающие, так и на пробельные элементы формы, то перед получением оттиска необходимо удалить краску с поверхности пробельных элементов печатной формы. В печатных машинах эту операцию делают с использованием тонкого ножа из упругой стальной ленты - ракеля.

В подавляющем большинстве случаев печатание в промышленных масштабах способом глубокой печати выполняется на ротационных машинах, а печатные формы глубокой печати изготавливаются, как правило, непосредственно на формных цилиндрах.

Главным достоинством способа глубокой печати является возможность создания полутонов изображения на оттиске за счет различной толщины красочного слоя. Ячейки (печатающие элементы) печатной формы, которые переносят краску на запечатываемый материал, имеют различный объем в зависимости от создаваемого на оттиске тона. Чем насыщеннее тон (цвет) тем больше объем ячейки.

Изготовление печатной формы с углубленными печатающими элементами может быть достигнуто химическим (травление кислотой) или механическим путем (гравирование резцами и иными инструментами).

К числу наиболее распространенных химических способов относится офорт (от франц. eau - forte – азотная кислота ). Этот способ изготовления печатной формы (гравюры) соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением. При офорте медную или цинковую пластину толщиной от 0,5 до 2,5 мм покрывают кислотоупорным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, канифоль, асфальт. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту), обнажая поверхность металла. Затем пластину несколько раз протравляют кислотой.

После первого травления, достаточного для незначительного углубления штрихов в самых светлых местах изображения, эти места закрывают защитным лаком, исключая их в дальнейшем из процессов травления. Затем пластину подвергают второму травлению, покрывают лаком участки следующей градации тона. Благодаря этому штрихи получаются различной глубины. В конце концов, лак удаляют.

К числу механических способов принадлежит резцовая гравюра. Это самый древний вид углубленной гравюры на металле, состоящий в ручном вырезании штрихов с помощью специального инструмента – резца (штихель). Материалом для изготовления формы служат медные или стальные пластины толщиной от 2,5 до 4 мм с закругленными краями. На гладко полированную поверхность пластины наносят смоляной грунт, на который переводят рисунок, после чего процарапывают иглой, чтобы она слегка только касалась поверхности металла. Контуры изображения гравируют штихелем. Чем глубже вошел резец, тем толще оказывается и красочная линия на оттиске.

Перечисленные способы могут быть использованы для изготовления печатных форм при воспроизведении на оттиске одноцветных и многоцветных изображений. Чаще всего для воспроизведения многоцветных изображений применяется офорт.

В современной полиграфии технологический процесс изготовления печатных форм для способа глубокой печати основан на сочетании фотохимических, электрохимических и механических процессов. Он состоит из следующих операций: 1) подготовки формного материала; 2) изготовления диапозитивов отдельных элементов фотоформы и их монтаж; 3) копирования – переноса монтажа на формный материал; 4) травления формы и подготовки ее к печатанию.

Печатные формы для глубокой печати изготовляется непосредственно на формном цилиндре печатной машины. В отличие от других видов печати в глубокой печати копирование диапозитивов производят не непосредственно на формный материал, а на пигментную бумагу с последующим переносом желатинового слоя пигментной бумаги на медную рубашку формного цилиндра. Самая большая глубина печатающих элементов при этом достигает 80 мкм, а минимальная – 6 мкм. Таков диапазон изменения толщины красочного слоя, создающий на оттиске полутона. Этот способ изготовления печатной формы известен как пигментный способ изготовления печатных форм. В последнее время находит широкое применение беспигментный способ переноса изображения путем прямого лазерного гравирования изображения оригинала непосредственно на формном цилиндре.

В настоящее время для изготовления печатной продукции с использованием способа глубокой печати применяются исключительно ротационные многосекционные рулонные печатные машины высокой производительности.

Высокая производительность является важным достоинством глубокой печати. Высокие скорости печати возможны благодаря неразрывности рабочей поверхности печатной формы (нет швов и пазов) и использованию красок на основе летучих растворителей, обеспечивающих достаточно быстрое их закрепление.

Однако в современных условиях в производстве печатной продукции глубокая печать используется относительно редко. Это вызвано высокой дороговизной данного способа, приводящей к концентрации больших производственных мощностей, что во многих случаях затрудняет их использование на достаточно эффективном уровне, а также существующими здесь значительными затратами ручного труда, особенно на заключительной (контрольно - корректурной) стадии изготовления формных цилиндров. Ввиду значительной сложности и длительности изготовления формных цилиндров и печатных форм, применяемых в глубокой печати, использование этого способа выгодно только при печатании больших тиражей – примерно от 70 - 250 тыс.
оттисков.

Однако глубокую печать достаточно широко используют при изготовлении массовой журнальной продукции с большим количеством иллюстраций, альбомов с фотоиллюстрациями, открыток, портретов.

Высокая печать. Данный метод используется печатниками уже более тысячи лет. Первые печатные формы представляли собой плоские, с ровной и гладкой поверхностью деревянные доски, на которых изображение получали, вырезая (углубляя) непечатающие пробельные элементы. Высокая печать, таким образом, достигалась углублением тех участков печатной пластины,
на которые не должна попадать краска. При этом печатный процесс велся
с возвышенных участков. Это обеспечивало возможность при прокатывании эластичных валиков с краской наносить её избирательно, только на печатающие элементы, и передавать с них краску на печатную поверхность.

Благодаря простоте и быстроте изготовления печатных форм (особенно для воспроизведения текста), хорошему качеству продукции и высокой производительности высокая печать широко применяется для печатания газет, журналов, книг и цветных иллюстраций. Характерными признаками оттисков, полученных способом высокой печати, являются высокая чёткость элементов изображения, хорошая контрастность и наличие небольшого рельефа на обратной стороне листа.

Современные текстовые формы высокой печати делают на наборных
и фотонаборных машинах.

Печатные формы высокой печати могут быть первичными и вторичными. Первичные, или оригинальные, формы высокой печати представляют собой плоские формы, предназначенные для печати. К первичным формам относятся также гибкие формы, рельефное изображение на которых получают методом травления пробелов на металлической пластине или обработкой печатных форм в фотополимерном слое, нанесённом на подложку. Вторичные формы иначе называют стереотипами. Они производятся с первичных, оригинальных форм с целью их размножения и изготовления круглых форм для печати на ротационной печатной машине.

Современные вторичные формы высокой печати изготавливаются из металла, пластмассы или резины. Печатание с плоских форм производится на тигельных, так называемых плоскопечатных машинах; с круглых форм – на листовых или ролевых ротационных машинах. Сегодня получил распространение способ типоофсетной печати. Суть его состоит в том, что изображение с печатной формы передаётся сначала на резиновое полотно (цилиндр, облицованный резиной), а с него на бумагу. Современные ротационные печатные машины высокой печати позволяют печатать иллюстрированные многокрасочные газеты, журналы, книги на непрерывном бумажном полотне шириной до 2 м со скоростью до 15 м/с. Таким образом, способ высокой печати используется в основном в крупнотиражных машинах.

Трафаретная печать. Этот способ печати был разработан Томасом Эдисоном в еще 1875 году. Он нашел широкое применение в мало - и среднетиражных печатных устройствах.Принциппечати заключается в передаче изображения с использованием печатной формы, представляющей собой сетку (трафарет), сквозь ячейки печатающих элементов которой продавливается печатная краска. Печатная сетчатая форма может быть изготовлена из полимеров, шелка, меди. На пробельных участках она покрывается защитным слоем. Так как красочный слой может достигать большой толщины
(до 80 мкм и выше), трафаретная печать применяется для маркировки изделий, при изготовлении печатных плат, печати книг для слепых. Существуют несколько разновидностей этого способа: трафаретная классическая печать и ротаторная (ризографическая) печать.

Системы малотиражной печати

К числу малотиражных печатных устройств относятся различные принтеры и копировальные устройства. Настольные принтеры подразделяются на матричные, струйные и лазерные аппараты.

Матричные (игольчатые) принтеры. Такие принтерыпринадлежат к числу наиболее первых устройств автоматической печати. Принцип печати матричных принтеров состоит в следующем: на элемент печатающей головки (так называемая игла) в нужный момент времени поступает электрический импульс, который приводит в действие электромагнит. Происходит удар по красящей ленте, и на бумажном носителе появляется отпечаток. Размер отпечатка иглы формирует графическое разрешение матричного принтера при печати. Важную роль при этом играет количество игл печатающей головки: чем их больше, тем выше качество и скорость печати.

Современные игольчатые принтеры используют печатающую головку
с 9 или 24 иглами, управляемыми при помощи магнитов. Быстродействие последних и количество печатающих игл в основном определяют скорость печати. Печать осуществляется при горизонтальном движении головки (каретки) ее иглами через красящую ленту, заправленную в специальную кассету (картридж). Переход к следующей строке достигается синхронизированным движением бумаги.

Современные принтеры обычно имеют размер точки при печати порядка 0,25 мм и разрешение по вертикали (вдоль листа) порядка 180 точек на дюйм (dpi). Быстродействие данных принтеров при печати простейшими шрифтами, особенно 24 - игольчатых, очень высоко и достигает нескольких десятков листов формата А4 в минуту. Однако печать более сложными шрифтами снижает скорость вывода документа в несколько раз (обеспечивается быстродействие в диапазоне 25 - 500 знаков в минуту).

Игольчатые принтеры имеют гибкие возможности вывода других шрифтов с применением соответствующих драйверов и различных форматов матрицы символа.

При цветной печати на игольчатых принтерах применяется многоцветная лента, на которую нанесены несколько полосок разных красителей. Для получения оттенков изображение растрируется. Растр (нем. Raster – решетка ) используется для структурного преобразования направленного светового пучка. Различают 1) прозрачные растры, 2) в виде чередующихся прозрачных и непрозрачных элементов, 3) отражательные растры с зеркально отражающими и поглощающими (или рассеивающими) элементами.

Растрирование применяется при репродуцировании полутоновых оригиналов на стадии копирования или фотографирования с целью получения мелкоточечного изображения. Несмотря на универсальность матричной технологии, ее лучше применять для печати текста. Современные матричные принтеры предусматривают работу с форматами бумаги А4 или А3, имеют различные способы подачи бумаги, они печатают на прямом и обратном ходе каретки, имеют удобный пользовательский интерфейс.

Затраты при печати на матричных принтерах невелики: здесь сказывается низкая стоимость расходных материалов и технического обслуживания. Это большой плюс по сравнению с другими типами принтеров. Главная отличительная особенность матричных принтеров состоит в том, что здесь возможна печать через копировальную бумагу, в отличие от других, где необходимо распечатывать копии последовательно, что удорожает печать. Матричные принтеры не требовательны к качеству бумаги.

Принтеры, основанные на технологии термопечати, по своему устройству очень близки к матричным принтерам (в них используется печатная головка, оснащенная матрицей нагревательных элементов, и специальная бумага, пропитанная термочувствительным красителем). Изготовляемая по толстопленочной технологии матрица головки для термопечати может иметь более высокое разрешение (до 200 точек на дюйм), однако инерционность и ряд других принципиальных ограничений процесса печати не позволяют существенно повысить скорость печати, обычно составляющую 40 – 120 символов в минуту. К недостаткам такого принтера можно отнести недостаточную яркость, контрастность изображения и необходимость использовать специальную дорогостоящую бумагу. Достоинствами же термопринтеров являются малый уровень шума при работе, компактность, надежность, отсутствие заправляемых расходных материалов. Технология термопечати является сегодня малораспространенной.

Струйные принтеры. Более высокий класс принтеров образуют струйные принтеры. Принципиально с труйные принтеры отличаются от матричных и термопринтеров печатающей головкой. Лежащая в основе этого класса принтеров струйная технология использует метод «выбрасывания» капель красителя на бумагу. Матрица печати такого принтера представляет собой набор сопел, с которыми соединены емкости для чернил и управляющие механизмы. Недостатком струйных принтеров являются высокие требования к краскам, а качество изображения сильно зависит от типа бумаги.

Современные струйные принтеры для массового применения, как правило, имеют разрешающую способность на уровне 600 или 720 точек на дюйм, могут печатать с удовлетворительным качеством на обычной бумаге и с высоким качеством на специальной бумаге. В последнее время струйные принтеры приближаются к лазерным по качеству и скорости печати. Последние модели струйных принтеров печатают 4 - 5 страниц в минуту, а отдельные модели – 10 - 12 страниц в минуту.

Лазерные принтеры. Наиболее качественными и технически совершенными являются лазерные принтеры. В них используется свойство фоточувствительности ряда материалов, которые изменяют свой поверхностный электростатический заряд под воздействием света. Для реализации этого процесса, помимо механизма протяжки бумаги, данные принтеры содержат светочувствительный барабан, зеркальную систему развертки, устройства фокусировки и лазерный диод (или матрицу светодиодов).

После зарядки и поточечной засветки светочувствительного барабана, соответствующей формируемому изображению, на него подается и закрепляется в соответствии с распределением электрического заряда специальный красящий порошок – тонер. Далее по барабану прокатывается бумага и снимает с него тонер. Окончательное закрепление изображения на бумаге достигается ее разогревом до температуры расплавления тонера.

Особенности данного процесса характеризуются малыми размерами точки матрицы изображения, что отражается на характеристиках разрешающей способности лазерных принтеров, которая на практике составляет
300 - 1200 точек на дюйм. Высокая разрешающая способность принтеров позволяет использовать их для печати разнообразной текстовой и графической информации, вплоть до изготовления полиграфических макетов и форм.

Для обеспечения печати графики лазерные устройства, как правило, имеют буферную память объемом до 1Мб.

Данные принтеры используют обычную и высококачественную бумагу, печатают текст и графику со скоростью от 4 до 20 (и более) листов формата А4 (А3) в минуту, т. е. выводят текстовую информацию со скоростями порядка 160 - 2000 знаков в минуту и практически бесшумны в работе.

Лазерные принтеры требуют квалифицированного обслуживания, и на стоимость их продукции относят эксплуатационные и амортизационные расходы. Лазерная печать дороже, чем у других групп печатающих устройств, однако цены на лазерные принтеры непрерывно снижаются, а расходы оправдываются весьма высоким качеством продукции, приближающимся
к уровню полиграфии.

Принцип действия ксерокопировального аппарата во многом схож
с принципом работы лазерного принтера.

Роль лазерного луча в ксероксе играет отраженный от системы зеркал световой поток, несущий информацию о светотенях на специальный барабан, который иначе называют «фотопроводник» или «фоторецептор». Под воздействием света на барабане формируется латентное изображение, соответствующее изображению копируемого оригинала. При этом на засвеченных участках остается тонер, а при прохождении листа мимо барабана тонер переносится на бумагу. Покрытие барабанов выполняется из различных материалов как неорганических (селен, триселенид арсения и др.), так и органических.

По названию покрытия называют и барабан, например: «селеновый» барабан. Так как при переносе тонера на бумагу выделяется озон, нарушающий нормальный состав воздуха, важным параметром является объем выделяемого озона. Чем меньше выделяется озона, тем лучше атмосфера в офисе. Органические барабаны выделяют меньше озона, чем неорганические, и лучше передают полутона. Кроме того, их производство значительно дешевле. По окончании срока службы органические барабаны не требуют специальной утилизации, так как не загрязняют окружающую среду.

Вопросы для повторения к первой теме

1. Основные этапы становления полиграфической техники и технологии.

2. Способы современной печати.

3. Системы крупно- и среднетиражной печати.

4. Системы малотиражной печати.

5. Основные этапы полиграфического производства.

Тема II
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ

Оптика в фотографии

К выразительным оптическим средствам фотографии относятся: 1) различные специальные объективы, фокусное расстояние которых короче или длиннее фокусного расстояния нормального объектива, обеспечивающего правильную перспективу, обычное восприятие пространства, и 2) свето –
и цветофильтры.

Короткофокусные объективы позволяют увеличивать угол изображения. При этом, чем короче фокусное расстояние объектива, тем больше угол изображения. Используя такие объективы, фотограф имеет возможность создавать так называемую сферическую перспективу. Это – эффектные снимки, запечатлевающие огромные пространства. Короткофокусные объективы используют и при съемке массовых сцен, когда необходимо передать взглядом огромное пространство. Подобные объективы обладают свойством искажать предметы, преувеличивать перспективу при различных наклонах фотоаппарата. К ним относятся и уникальные объективы, получившие название «рыбьего глаза», дающие охват пространства на 180°.

Длиннофокусные объективы, напротив, уменьшают угол изображения и имеют малую глубину резкости. Они используются в том случае, если надо дать крупным планом объект, находящийся на большом расстоянии от точки съемки, приблизить задний план к переднему. Таким образом, можно добиться ощущения замкнутого ограниченного пространства.

С помощью широкоугольных объективов можно гипертрофировать формы запечатлеваемых предметов, создавая один из вариантов фотографического гротеска. Фотографические объективы различаются не только по величине угла, но и по фотографическому рисунку. Мягко рисующая оптика позволяет смягчить резкие переходы от света к тени, придать изображению более живописный характер. Существуют объективы, дающие резкие, жесткие изображения в графической манере.

К оптическим средствам выразительности относятся различные свето - и цветофильтры. Существуют светофильтры, с помощью которых можно получить эффекты, основанные на таких физических явлениях, как диффузия и дифракция. Дифракционные светофильтры создают световой рисунок, характер которого будет зависеть от конфигураций нанесенных на стекло линий. Дифракционный круг на светофильтре может превратить источник света в кадре в сплошное, излучающее сияние пятно или в огненный шар, а дифракционное кольцо создаст вокруг источника света красивый ореол. Если рисунок на дифракционном светофильтре будет в виде креста, то лучи, идущие от источника света, на фотоснимке образуют крест.

Несколько пересекающихся в одной точке линий создадут в фотокадре декоративный эффект лучевого пучка. Подобных рисунков на светофильтре может быть несколько, но, чтобы получить желаемый эффект, необходимо визуально совместить точку пересечения нанесенных линий с источником света. Диффузионными светофильтрами могут служить марлевые, тюлевые, капроновые сетки, стекла, смазанные жирным веществом. Такие светофильтры, как бы размывая свет, создают ощущение легкой дымки, окутывающей предметы, или погружения объектов в туман. Возможно сочетание на одном светофильтре явлений диффузии и дифракции. Так, например, часть поверхности светофильтра можно смазать жирным веществом, отчего произойдет диффузия света и на чистом участке нанести рисунок или знак. Таким образом, часть изображения на фотоснимке будет окутана туманом, смягчающим резкие переходы света и тени, размывающим

В 1985 году появилась первая настольная издательская система и вместе с ней термин “допечатный процесс”.

Допечатная подготовка издания включает в себя:

  • Набор текста
  • Сканирование иллюстративного материала. В зависимости от первоисточника (бумага или слайд) применяются два типа сканеров - планшетные и барабанные.
  • Верстка - пространственная организация материала
  • Вывод фотоформ (“пленок”). Если издание черно-белое - одна фотоформа, если полноцветное - четыре (для черного - b, пурпурного - m , голубого - c, желтого - y).

Типография:

  • Изготовление печатной формы, состоящей из гидрофильных и гидрофобных элементов.
  • Печать (в подавляющем большинстве случаев - офсетная).
  • Фальцовка.
  • Разрезка.

Вкладка (если многостраничное издание).

Основные тенденции развития:

  • Самая древняя печать - высокая (проблема в некачественном воспроизведении иллюстраций).
  • Глубокая печать (с сер. XIII века, неоправданно дорогой способ).
  • Плоская (виды: литография, фототипия и офсет). Офсет (с 1904 г.) - самый распространенный способ.
  • Последняя тенденция - цифровая печать. В настоящее время на рынке представлено два типа машин цифровой печати: xeicon (четыре цилиндра для разных цветов) и indigo (цилиндр один, но бумага проходит четыре раза). Действуют по принципу лазерного принтера. Удобны для печати малых тиражей (до 2000 экз.).
  • С развитием информационных технологий увеличивается оперативность передачи информации, облегчается ее поиск и доступ к различным источникам через интернет.
  • Современные редакции переходят на “безбумажный” выпуск печатной продукции.

Новые технологии раскрыли возможности для децентрализации выпуска крупнотиражных печатных периодических изданий. Распространение таких газет, как «Комсомольская правда», «Труд», «Московский комсомолец», «Известия», или еженедельник «Аргументы и факты», тиражи которых исчисляются сотнями тысяч или даже миллионами экземпляров, может быть обеспечено только рассредоточением печати номеров по регионам в соответствии с количеством потенциальных читателей в каждом из них. По сети Интернет на полиграфическое предприятие, находящееся в региональном центре, передаются полосы очередного номера, тираж которого поступает к подписчикам и в газетные киоски. Так, например, почти трехмиллионный тираж еженедельника «Аргументы и факты» печатают вместе с региональными приложениями в 64 городах различных республик, краев и областей России и других государств СНГ – от Алма-Аты до Ярославля. К тому же методу децентрализации выпуска и распространения номеров газеты прибегает и редакция газеты «Известия», тираж которой печатают в 26 городах – столицах и региональных центрах России и других стран.

С другой стороны, редакции небольших местных изданий – городских и районных газет, не имеющие технической базы, позволяющей им обеспечить выпуск и распространение своих изданий на достаточно высоком оформительском и полиграфическом уровне, могут найти выход в использовании централизации выпуска газеты. Подготовив очередной номер, такая редакция может передать его тексты, иллюстрации и макет с помощью Интернета на полиграфическое предприятие, находящееся в областном центре или в другом крупном близлежащем городе.

Происходят подвижки в полиграфической отрасли: многие региональные типографии приватизируются, приобретают современное оборудование за рубежом, процветают и имеют свободные деньги. А там, где есть хорошая полиграфическая база и средства, возможно создание новых перспективных газетно-издательских концернов. В ряде регионов сами типографии наладили выпуск газет, ориентированных на городскую и районные аудитории. Например, в Тверской области выходит пять таких изданий. Их учредитель - типография. Такие издания выгодно отличаются от своих предшественников.

Процесс выпуска сетевой газеты потребовал перестройки структуры редакции и организации ее работы. Для редакции сетевой газеты не обязательно присутствие всех или большинства её сотрудников в офисе. Здесь должны находиться лишь специалисты-электронщики, контролирующие программное электронное обеспечение выпуска. Остальные же работники редакции – журналисты, менеджеры и др. – могут выполнять свои обязанности в соответствии с планом номера и процессом его выпуска, находясь в любом другом месте, где они могут работать на компьютере, подключенном к электронной системе газеты. Её главный редактор может руководить выпуском номера, находясь дома. Корреспондент получает возможность направить свой текст или иллюстрацию из дома или с места события, используя свой компьютер. Веб-редактор так же работает над этим текстом, редактируя его и выкладывая в номер. Веб-мастер – верстальщик поддерживает газету в сети Интернет.

Термин «полиграфия» (греч. polis – много и grapho – пишу ) означает буквально многописание, т.е. размножение в большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка. Полиграфия – это отрасль техники, представляющая собой совокупность технических инструментов для производства печатной продукции. Основные производственные процессы в полиграфии: изготовление печатной формы, собственно печатание и отделка печатной продукции.

Полиграфический процесс начинается с изготовления печатной формы. В упрощенном виде она представляет собой пластину, поверхность которой разделена на печатающие (дающие оттиски на бумаге) и пробельные (непечатающие) элементы. В наше время существует несколько разновидностей печатных форм, конструкция которых определяется технологией печатания. При высокой печати используют набор, клише, стереотип. При плоской – форму на монометалле (алюминий, цинк), биметалле и триметалле (сталь, медь, хром), на стекле; при глубокой печати – медные или хромированные цилиндры.

Уже не одно тысячелетие люди делают печатки - штампы (печатные формы), позволяющие делать оттиски рельефных рисунков на мягком материале (увлажненная глина, расплавленный воск и т.п.). Так, например, до нас дошли печатки древнеиндийской цивилизации Мохенджо-Даро. В древнем Вавилоне и Ассирии примерно в то же время были широко известны печатки - цилиндры, которые прокатывали по поверхности печатной формы. Интересно, что в древности принцип штамповки человек использовал и для чеканки монет.

Первоначально каждый штамп предназначался для выдавливания целой картинки вместе с надписями. Затем возникла идея делать отдельные штампы для каждой буквы. Первая известная науке надпись, выдавленная дискретным образом, была найдена на греческом острове Крит на рубеже IV и III вв. до н.э. Этот же способ использовали в древнем Риме для выбивания девизов на кольцах, а позднее – в средние века в Европе для тиснения надписей на кожаных переплетах рукописных книг.

Другая составляющая технологии печатания – перенос краски – также давно изобретена человеком. Сначала появилась технология нанесения узора на ткань: вырезанный на гладко обструганной деревянной пластинке узор покрывали краской, затем прижимали к плотно натянутому куску материи. Древнейший образец набивной ткани, сделанной в IV веке, был найден в Египте.

Печатать тексты первыми начали в Корее (самый древний образец найден в 751 г.), затем в Китае (757 г.) и, наконец, в Японии (764–770 гг.). Для этого использовали технологию ксилографии (от греч. xylon – срубленное дерево и grapho – пишу, рисую ). Суть ее состояла в том, что оригинал текста, написанный тушью на бумаге, притирали к тщательно обструганной поверхности доски. Вокруг штрихов получившегося зеркального изображения гравер срезал древесину. С получившейся формы можно было за один день получить до 2000 оттисков.

Наборный шрифт также был изобретен в Китае. Первые попытки печатания были предприняты в 1041 – 1048 годах китайцем Би Шэном. Он использовал наборную форму с глиняными литерами, закрепленными составом из смолы и воска на железной пластине. Литера (от лат. lit (t ) era – буква ) – прямоугольный брусок с рельефным (выпуклым) изображением буквы, цифры или любого другого знака. Со временем литеры стали делать из дерева, а затем из металла, пластмассы.

В дальнейшем китайцы добились еще больших успехов в развитии техники печати. Например, книга Ван Чжэна «Нун шу», впервые изданная еще в 1314 году, содержала главу «Книгопечатание подвижным шрифтом». В ней предлагались принципы технологии печати, которые в Китае не нашли применения, но использовались в Европе вплоть до середины XX века. Главной причиной невостребованности передовых технологий и открытий, как полагают исследователи, было сложное и неудобное для печати иероглифическое письмо китайцев. Алфавит в этом отношении был намного лучше, и именно поэтому разработками китайцев воспользовались другие народы, имевшие алфавитное письмо. Первыми, кто уже в XIII веке начали широко использовать печать металлическими литерами, были корейцы. После перехода в 1420 году на новый алфавит процесс печатания заметно упростился.

Революцию в печатном производстве совершил немецкий инженер - изобретатель Иоганн Гуттенберг (1399–1468), который предложил новую, высокопроизводительную печатную технологию. Во - первых, он изобрел словолитный форму, суть изготовления которой состояла в том, что гравер делал металлический брусок, на торце которого находилось зеркальное изображение буквы. Такой брусок назывался «пуансон». Пуансоном в пластине из относительно мягкого металла (например, меди) выдавливалась матрица, а уже с матриц, вставляемых в словолитную форму, отливалось любое необходимое количество литер. Первые шрифты включали очень большой набор разных литер. Например, в изданной Гуттенбергом Библии шрифт содержал 290 знаков. Такое количество знаков было нужно для представления рукописного вида книги.

Чтобы получить оттиск с типографской формы, требовалось сначала покрыть ее краской (первый этап). Затем на набор накладывался лист бумаги (второй этап). Этот лист нужно было плотно и равномерно прижать, а затем снять готовый оттиск с набора (третий этап). Ручной типографский станок, придуманный Гуттенбергом, механизировал только третий, но очень важный этап, поскольку он давал возможность создать большое давление – около 8 кг/см 2 . Например, к листу Библии форматом 8,2×19 см должна была прикладываться сила в 4,5 тонны! Механизированный печатный станок позволял создавать такое давление вращением нажимного винта с помощью рычага.

Кроме того, Гуттенберг добился, чтобы прижимная плита могла механически не только опускаться, но и подниматься. При этом форма легко выдвигалась из - под пресса для нанесения краски и точного укладывания бумаги на форму. Конструкция станка Гуттенберга была настолько удачной, что сохранялась без принципиальных конструктивных изменений около 350 лет.

Наряду с печатью буквенных текстов инженеры - печатники работали над воспроизведением изображений. Например, впервые типографское отображение орнамента в книге, отпечатанной с набора, было достигнуто немецким печатником П. Шёффером в 1457 году на страницах Майнцской псалтыри, а в 1461 году в Бамберге А. Пфистер выпустил книги с гравированными на дереве иллюстрациями.

Произведения полиграфического искусства Западной Европы попали в Россию вскоре после изобретения Гуттенберга. Однако русские работы появились заметно позже. Так, печатание в Москве началось в 50 - х годах XVI века. Первая типография появилась в доме священника Сильвестра.

В 1563 году в России начала свою работу первая государственная типография. Здесь трудились Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Они работали над первой русской печатной книгой «Апостол» с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Особенностью русских шрифтов было использование отдельных от основных литер надстрочных знаков. Это позволяло имитировать облик рукописной книги. В России в ту пору еще не делали типографского сплава из свинца, сурьмы и олова, поэтому для литья шрифтов использовали олово, которое, однако, не выдерживало больших тиражей печати.

Следует отметить, что наряду с развитием собственно технологии печати большую роль в развитии печатного дела сыграла так называемая «типометрия» – типографская система мер, предложенная французом П.С. Фурнье в 1737 году и впоследствии усовершенствованная Ф. Дидо. Типометрия – это система измерения элементов шрифта и наборных форм, в которой за основу принят французский дюйм. Основные единицы типометрии: пункт, равный 1 / 72 дюйма (0,376 мм), и квадрат, равный 48 пунктам (18,04 мм).

Однако подлинный прогресс в области печатных технологий произошел лишь тогда, когда возник рыночный спрос на массовую печатную продукцию. Это произошло в середине XVIII столетия. Жизнь привела к необходимости оперативного выпуска газет и журналов большими тиражами, и типографский станок Гуттенберга уже не мог справиться с этими задачами.

Интенсификация печатного процесса стала возможна лишь с появлением печатной машины, изобретенной немцем Фридрихом Кёнигом. Первоначально в его конструкции, известной под названием «Зульский пресс», был механизирован первый этап – процесс нанесения на печатную форму краски, но листы бумаги по - прежнему накладывались и снимались вручную, да и в действие станок приводился силой самого печатника. В начале XIX века Кёниг сделал еще один шаг на пути создания высокоскоростной печатной машины, в которой плоская нажимная плита была заменена вращающимся цилиндром.

Важной датой в истории развития полиграфии и, особенно, газетного дела стала дата 29 ноября 1814 года, когда впервые весь тираж лондонской газеты «Times» был напечатан на машине Кёнига с приводом от паровой машины. Производительность труда этой машины оказалась в 10 раз выше, чем у прежних аппаратов.

Машины Кёнига работали и в России (392 из первых 2000, выпущенных к 1873 году), однако самая первая печатная машина Кёнига в России была изготовлена еще в 1829 году на Александровской мануфактуре для петербургской газеты «Северная пчела».

Развитие технологического прогресса привело к различным модернизациям печатной машины. Инженеры - печатники подметили, что в плоскопечатных машинах печатная форма совершала возвратно - поступательные движения. Это усложняло механизм, кроме того, обратный ход был бесполезным. Поэтому возникла идея использовать ротационный (основанный на вращении) принцип. Для полиграфических целей этот принцип впервые был использован в 1848 году Августом Эпплгейтом. Первая ротационная машина, установленная в типографии «Times», работала со скоростью 10 000 оттисков в час. В России первая ротационная машина немецкого производства появилась в 1878 году.

Одновременно с усовершенствованием печатных машин появляются патенты на изобретения наборных машин, первый из которых был выдан англичанину У. Черчу в 1822 году. В 1867 году русский изобретатель П.П. Княгининский создал первую автоматическую наборную машину. В 1884 году О. Мергенталер (США) запатентовал машину – линотип (от лат. linea – линия и греч. typos – отпечаток ). Линотип – это наборная строкоотливная машина, изготавливающая набор в виде монолитных металлических строк с рельефной печатающей поверхностью. В конце XIX века начинается широкое внедрение в производство наборных и брошюровочно - переплётных машин.

Идея фотографического набора выдвинута в 1894 году венгром Е. Порцельтом, а первая фотонаборная машина появилась в 1895 году (изобретатель В.А. Гассиев). Фотонабор – это процесс изготовления фотоформ (негативы, позитивы) печатных изданий для последующего изготовления печатных форм.

На рубеже XIX – XX веков были разработаны машины глубокой и офсетной печати. В XX веке произошел переход от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматизированным поточным линиям. В начале ХХ века полиграфические машины перешли на электропривод. В 30 - 40 - х годах ХХ века появляются электрические контрольно - блокирующие и измерительные устройства. В 50 - 60 - е годы внедрение электроники позволило значительно сократить время и трудозатраты на производство печатной продукции.

Наряду с развитием поточных технологий печати шло развитие и индивидуальных приборов для ручного письма. Так, в конце 1930 - х годов венграми Ласло и Биро была изобретена шариковая ручка, в настоящее время практически сменившая перьевую. Металлический шарик на конце трубки с пастой позволил писать без помарок и клякс.

Слово «полиграфия» пришло в Россию из Франции. В переводе с греческого «поли» много, «графо» пишу, то есть получение большого количества идентичных оттисков. В настоящее время этот термин ис­пользуется для обозначения, во-первых, совокупности технических средств, при помощи которых получают одинаковые копии изображе­ния (знаков, букв, рисунков и т.п.), во-вторых, промышленности, охватывающей все производство печатной продукции.

Славянскую азбуку изобрели братья-просветители Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885). В настоящее время кириллица стала основой всех славянских алфавитов, в том числе и русского. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, го­ворящие более чем на 60 языках.

Первая бумагоделательная машина в России была изготовлена рус­скими мастерами на Петербургском литейном заводе и в 1916 г. пуще­на в работу на Петергофской бумажной фабрике.

В настоящее время бумагоделательные машины, воплотив в себя последние достижения научно-технического прогресса, производят до. 1000-1200 м бумаги в минуту при ширине полотна 8 м и более.

Печатная форма служит для образования и сохранения изображе­ния в виде участков, воспринимающих печатную краску (печатающих элементов) и не воспринимающих ее (пробельных элементов) и пере­дающих ее на запечатываемый материал или передаточное звено, на­пример, офсетный цилиндр, тампон. Форма может быть выполнена в виде пластины, плиты или цилиндра, изготовлена из самых разных ма­териалов (металла, пластмассы, бумаги, дерева, литографского камня).

Идентичные бескрасочные изображения существовали на заре развития нашей цивилизации. Первые штампы были плоскими (III-II вв. до н.э.), а затем появились цилиндрические (IV вв. до н.э.). Первые оттиски люди делали на глине, а затем - на металле (штампы для изготовления монет).

Следующее открытие человечества было связано с нанесением краски на штамп и прижимом его к запечатываемой поверхности. Для этого потребовалось несколько столетий развития нашей цивили­зации.



Первые печатные формы появились в VIII в. в Корее, они были вы­полнены из дерева методом гравирования. Печатные элементы распо­лагались выше, чем пробельные. Данный способ стал называться вы­соким, а вид печати - ксилографией (греч. xylon - срубленное дере­во). Другой род гравирования - резьба и травление изображения на металле - развивался одновременно с книгопечатанием. Процесс из­готовления монолитной печатной формы чрезвычайно труден. Произ­водство одного издания длилось многие годы.

В 1041-1048 гг. в Китае Би Шен стал использовать наборный шрифт (литеры), который изготавливал из глины. Керамические лите­ры были недостаточно прочными, а их изготовление очень трудо­емким.

Совершенствование формных процессов произошло в Корее в 1160 г. Там были изготовлены первые литеры из металла. В Европе в 1445 г. Иоганн Гутенберг (настоящая фамилия первопечатника Генсфлейш), житель немецкого города Майнца, изобрел книгопечатание. Великое изобретение Гутенберга включало в себя целый ряд техниче­ских новшеств: разборный шрифт, словолитный аппарат, специальный сплав (гарт) для изготовления печатных литер, особый состав ти­пографской краски и собственно печатный станок. Гутенбергу при­надлежит заслуга разработки полиграфического процесса в целом

В 1460-1470 гг. ученики и подмастерья из первых гутенберговых типографий разносят новое искусство печатания книг по городам Гер­мании и других стран Европы. В 1491 г. в городе Кракове была напеча­тана первая славянская книга кирилловским шрифтом. Всего за пер­вые полстолетия книгопечатания вышло в свет около 40 тыс. изданий печатных книг, а их общий тираж превысил 12 млн. экземпляров.

Главной причиной появления печатных процессов явилось быстро увеличивающийся поток информации.

В России книгопечатание появилось XVI в. Причиной этому было распространение христианства, повышение уровня образования госу­дарственных служащих, военных и т.д. Поличному приказу Ивана IV и с одобрения митрополита Макария в 1553 г. на Никольской улице в Москве началось строительство первой типографии. Дело было пору­чено Ивану Федорову (1510- 1583) и Петру Мстиславцу. Спустя десять лет, 1 марта 1564 г. в России была отпечатана первая книга «Апостол», тиражом 2000 экземпляров.

Печатная машина - устройство, которое выполняет процесс печа­тания с использованием одного из способов печати. Печатные маши­ны классифицируются:

По виду запечатываемого материала;

По конструкции печатного аппарата;

По формату и красочности.

Печатный станок, изобретенный И. Гутенбергом, служил полигра­фистам три века. Постепенно совершенствовался, но при этом оста­вался станком, а не машиной.

Изобретателем печатной машины являются Фридрих Кёниг и Андреас Бауэр. Изготовленная ими в 1811 г. тигельная печатная машина приводилась в действие не физической силой человека, а паром. В 1814 г. в Лондоне на усовершенствованной печатной машине с пе­чатным Цилиндром начался выпуск газеты «Таймс». Производитель­ность машины составляла 1100 оттисков в час. Современные машины печатают от 15 000 до 35 000 оттисков в час. В старинных печатных кни­гах иллюстрации выполняли с помощью трафаретов. Таким образом, Удавалось получать одинаковые рисунки.

Игральные карты дали толчок к развитию граверного дела в Евро­пе. Так, на рубеже XIV-XV вв. появилась глубокая печать. Вскоре был изобретен офорт. Резец был вытеснен химическими процессами травления металлических пластин. Гравер наносил рисунок по лаковой поверхности острой иглой. Лак разрушался, а нанесенная на поверхности медной пластины азотная кислота травила на металле рисунок, таким образом, изготавливалась форма глубокой печати. Два века офорт яв­лялся основным полиграфическим способом воспроизведения иллю­страций. На смену офорту пришла акватинта. Акватинта позволяет формировать безрастровое полутоновое изображение, но получить до­кументальное изображение предмета или события удалось только по­сле изобретения фотографии.

Фотография - совокупность способов получения и закрепления изображения при помощи химического воздействия световых лучей на светочувствительные вещества. Фотография по мере своего развития получила огромное значение в самых разнообразных отраслях науки, техники и промышленности, в том числе и в полиграфии, в частности в репродукционной технике. Фотография является главнейшим вспо­могательным средством для изготовления иллюстрационных печат­ных форм.

В настоящее время вся полиграфическая технология базируется на компьютерах.

Компьютер - электронная машина, выполняющая математиче­ские вычисления в определенной последовательности, определяемой специальной программой.

В 1941 г. в Германии Кондором Цузе был создан первый програм­мируемый компьютер Z3. Управлялся компьютер перфолентой, изго­товленной из старой кинопленки. Первые компьютеры были разрабо­таны по заказу военных для дешифровки секретных донесений. Так же они применялись в расчетах при изготовлении атомной бомбы.

В настоящее время представить полиграфию без компьютера, ска­нера, цифровой камеры, фотонаборного автомата просто невозможно. Полиграфия уже немыслима без компьютера, так же как немыслима без компьютера верстка, набор, редактирование текста, да и вообще реклама.

Уже сейчас полиграфические издания благодаря компьютеру изго­тавливаются по индивидуальным заказам с персонализацией инфор­мации. Техника воспроизведения и распространения информации развивается и совершенствуется. 550-летняя история полиграфии - это история непрерывного восхождения человеческой цивилизации по нескончаемой лестнице технического и духовного совершенства.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта