Главная » Нужен кредит » Основы психологии управления. Список литературы по предмету "менеджмент организации" Более старые источники литературы по психологии

Основы психологии управления. Список литературы по предмету "менеджмент организации" Более старые источники литературы по психологии

На данной странице представлены списки литературы по психологии не старше 5 лет, то есть источники 2014, 2015, 2016, 2017 и 2018 года.

По ссылке Вы можете перейти в интернет-магазин OZ.BY и приобрести понравившуюся книгу со скидкой.

Также в Библиотеке на нашем сайте Вы можете найти учебники по психологии для бесплатного скачивания.

Представленную литературу можно найти в книжных интернет магазинах по представленным ниже ссылкам:

Для посетителей из Республики Беларусь

Для гостей из России и стран ближнего зарубежья

Актуальный список литературы по психологии

Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. - Москва: Прометей, 2018. - 538 с.

Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. - Москва: Академия, 2014. - 329 с.

Аминов, И. И. Юридическая психология: учебное пособие / И. И. Аминов. - Москва: Юнити-Дана, 2014. - 270 с.

Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О. О. Андронникова. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. - 262 с.

Вайнштейн, Л.А. Психология управления: учебное пособие / Л. А. Вайнштейн, И. В. Гулис. - Минск: Вышэйшая школа, 2018. - 382 с.

Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Москва: Юрайт, 2014. - 445 с.

Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. - Москва: Юрайт, 2014. - 512 с.

Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции / Л. П. Гримак. - Москва: URSS, Либроком, 2018. - 366 с.

Гришина, Н. Психология конфликта: учебное пособие / Наталия Гришина. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер пресс, 2018. - 574 с.

Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. - Москва: Юрайт, 2014. - 478 с.

Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. - Москва: Инфра-М, 2015. - 330 с.

Караванова, Л. Ж. Психология: учебное пособие / Л. Ж. Караванова. - Москва: Дашков и Кº, 2014. - 263 с.

Корягина, Н. А. Социальная психология. Теория и практика: учебник / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. - Москва: Юрайт, 2014. - 491 с.

Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2017. - 582 с.

Медведская, Е. И. Дипломные работы по психологии: подготовка, оформление, защита: учебно-методическое пособие / Е. И. Медведская. - Брест: БрГУ, 2014. - 76 с.

Ножкина, Т.В. Общая психология: курс лекций / Т. В. Ножкина. - Москва: Т8RUGRAM, Научная книга, 2017. - 381 с.

Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. - Москва: Флинта: МПСУ, 2015. - 280 с.

Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - Москва: КноРус, 2014. - 718 с.

Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2018. - 939 с.

Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. - Москва: Юрайт, 2016. - 303 с.

Станиславская, И. Г. Психология: основные отрасли: учебное пособие / И. Г. Станиславская, И. Г. Малкина-Пых. - Москва: Человек, 2014. - 322 с.

Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. - 5-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. - 475 с.

Шестопал, Е.Б. Политическая психология: учебник / Е. Б. Шестопал. - 5-е изд., переработанное и дополненное. - Москва: Аспект Пресс, 2018. - 365 с.

Более старые источники литературы по психологии

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: [курс лекций]: учебное пособие / Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва: АСТ, 2013 - 351 с.

Коленда, А. Н. Основы психологии и педагогики: учебно-методическое пособие / А. Н. Коленда. - Гомель: ГомГМУ, 2013. - 66 с.

Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии: учебник для вузов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. - Москва: Юрайт, 2013. - 490 с.

Кузмицкая, Ю. Л. Теоретические и методологические основы общей психологии: учебно-методическое пособие / Ю. Л. Кузмицкая, Е. Д. Мишина. - Гродно: ГрГМУ, 2013. - 149 с.

Образцова, Л. Самоучитель по психологии / Л. Образцова. - Москва: АСТ: Сова, 2013. - 319 с.

Чиркова, Т. И. Методологические основы психологии: учебное пособие / Т. И. Чиркова. - Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 404 с.

Шабельников, В. К. Функциональная психология. Формирование психологических систем: психика как функциональная система. Формирование быстрой мысли. Социо-биосферная детерминация личности: учебник / В. К. Шабельников. - Москва: Культура: Академический проект, 2013. - 590 с.

Юсупов, Ф. М. Общая психология: курс лекций / Ф. М. Юсупов. - Казань: Казанский университет, 2013. - 143 с.

    Аблязов Р. С. Соревновательный способ мотивации как метод повышения производительности труда // Аграрная наука. – 2011. – N 9. – С. 5-7.

    Алавердов А.Р. Управление кадровой безопасностью организации. – М.: Маркет ДС, 2010. – 171 с.

    Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. – СПб.: Речь, 2012. – 152 с.

    Бердников А. Система стимулирования труда менеджеров коммерческих организаций: диагностика состояния и пути совершенствования // Кадровик. – 2010. – N 9.

    Варданян И. С. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования // Управление персоналом. – 2012. – N 4. – С. 42-46.

    Вардаян И. Предложение по совершенствованию системы нематериального стимулирования сотрудников // Кадровик. – 2012. – N 10. – С. 63-65.

    Васнев С.А. Кадровая статистика. – М.: МПСИ, 2011. – 160 с.

    Верещагина Л.А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности . – М.: Гуманитарный центр, 2012. – 212 с.

    Ветоха Д. И. Совершенствование трудовых отношений как фактор мотивации труда // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D. Экономические и юридические науки. – 2012. – N 8. – С. 23-31.

    Виниченко М. В. Совершенствование мотивации персонала в банковской сфере России в условиях экономического кризиса // Социальная политика и социология. – 2011. – N 5. – С. 97-106.

    Гонова А. А. Основные направления повышения эффективности системы мотивации персонала на предприятии // Проблемы региональной экономики. – 2010. – N 1/2. – С. 207-208.

    Горбунова М.Ю. Кадровый менеджмент и психология управления. – М.: Книга по Требованию, 2010. – 224 с.

    Гречкин А. В. Особенности японской системы управления персоналом: переход к новым формам найма служащих // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2010. – N 4 (39). – С. 98-102.

    Даеничева В. А. Опыт управления персоналом за рубежом // Сахар. – 2010. – N 8. – С. 13-15.

    Дмитриева В. Совершенствование системы мотивации работников алмазогранильных предприятий // Человек и труд. – 2010. – N 2. – С. 38-39.

    Евплов А. В. Совершенствование мотивации работников в системе менеджмента качества на обувном предприятии // Кожевенно-обувная промышленность. – 2010. – N 3. – С. 14-16.

    Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. – М.: Финпресс, 2010. – 272 с.

    Жуковский И. В. Методика изучения и развития мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников фирмы // Управление персоналом. – 2012. – N 13. – С. 55-56.

    Ищенко С. Д. Определение стратегического направления в работе с персоналом на основе анализа служебного поведения // Управление персоналом. – 2011. – N 14. – С. 66-73.

    Кибанов А.Я., Ивановская Л.Е. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. – М.: Проспект, 2012. – 64 с.

    Кибанов А.Я. Управление персоналом. – М.: Кнорус, 2010. – 201 с.

    Кирхлер Э. Мотивация в организациях. Психология труда и организационная психология. – М.: Гуманитарный центр, 2013. – 168 с.

    Климова В. А. Пути совершенствования мотивационного механизма организации // Российский внешнеэкономический вестник. – 2013. – N 7. – С. 70-74.

    Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. – М.: Эксмо, 2010. – 160 с.

    Козлов В. Система кайдзен-предложений на ОАО «УАЗ» // Справочник по управлению персоналом. – N 11. – С. 35-45.

    Колягин А. Зачем собаке боковой карман // Управление компанией. – 2011. – N 9. – С. 59.

    Колодник Д., Подольский Д. Выжми из персонала всё! Мотивация продавцов в розничном магазине . – СПб.: Питер, 2013. – 160 с.

    Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю. Управление персоналом. Креативный менеджмент. В помощь руководителю. – М.: Дашков и К, 2011. – 224 с.

    Коргова М.А. Кадровый менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 456 с.

    Котляр Б. А. Совершенствование мотивации – основное условие повышения реального содержания оплаты труда // Цветные металлы. – 2013. – N 2. – С. 8-13.

    Лукашевич В.В. Основы управления персоналом. – М.: Кнорус, 2012. – 272 с.

    Лукьянчикова Т. Л. Плати всегда, плати за все.... эффективный подход к совершенствованию оплаты труда на предприятиях: опыт развитых стран // Российское предпринимательство. – 2011. – N 7. – С. 153-157.

    Мансуров Р. Практика справедливых зарплат // Справочник по управлению персоналом. – 2012. – N 12. – С. 78-85.

    Меркушова Н. И. Совершенствование системы мотивации в контексте процесса управления персоналом в новых экономических условиях // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. – 2011. – N 1. – С. 49-58.

    Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации. – М.: Экономика, 2013. – 184 с.

    Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала. – М.: Феникс, 2010. – 272 с.

    Мрочковский М.С. Персонал от А до Я. Подбор, мотивация и удержание высокоэффективных сотрудников. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.

    Надеждина В.А. Эффективная мотивация персонала. Как добиться максимум результата при минимуме затрат. – М.: АСТ, 2014. – 254 с.

    Никитенко Е. Made in Japan, или В чем секрет японской системы управления персоналом? // Кадровое дело. – 2010. – N 5. – С. 87-92.

    Николаев Н. Н. Кадровая политика и мотивация труда на предприятии // Горный журнал. – 2013. – N 4. – С. 47-52.

    Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах . – М.: Феникс, 2014. – 238 с.

    Суслова И. М. Мотивация как фактор совершенствования управления персоналом // Научные и технические библиотеки. – 2012. – № 12. – С. 5-12.

    Фосис П. 30 Минут для овладения методами мотивации персонала . – М.: Лори, 2011. – 80 с.

    Щеглов Е. В. Стимулирование труда – основной инструмент управления трудовым коллективом // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2013. – N 4. – С. 22-24.

    Яковлева Т. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда. – СПб.: Питер, 2011. – 240 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опрос на выявление удовлетворенности сотрудников работой в гостинице «Тайм Спорт»

1. Я работаю в организации, которая очень много значит для меня

А) согласен

Б) не согласен

В) совсем не согласен

Г) скорее согласен

2. Появлялось ли у Вас желание сменить место работы?

Б) очень часто

Г) не появлялось вообще

3. По какой причине Вы могли бы сменить место работы?

А) более высокая зарплата

Б) хорошие условия работы

В) возможность карьерного роста

Г) не сменил бы в любом случае

4. Как Вы можете оценить свою работу?

А) работа нравится и доставляет мне удовольствие

Б) работа мне нравится, но не устраивает уровень зарплаты

В) работа не нравится, но устраивает уровень зарплаты

Г) работа не нравится и не устраивает уровень зарплаты

5. Удовлетворены ли Вы условиями работы?

А) удовлетворен

Б) вполне удовлетворен

В) не удовлетворен

Г) крайне не удовлетворен

6. Как Вы оцениваете свою вовлеченность в работу организации?

А) крайне низкая Б) низкая В) высокая Г) очень высокая

7. Способствует ли уровень Вашей зарплаты готовности продолжать работу в данном месте?

А) способствует

Б) крайне не способствует

В) очень способствует

Г) не способствует

8. Считаете ли Вы свою работу интересной?

Б) не в полной мере

Г) затрудняюсь ответить

9. Видите ли Вы возможность карьерного роста?

В) затрудняюсь ответить

10. Для Вас работа – это

А) необходимая часть жизни

Б) интерес, который появляется в процессе работы

В) смысл жизни

Г) долг каждого человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Предмет психологии управления

2. Основные методы психологии управления

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Психология управления -- изучает психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления -- анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.

Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.

Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в зависимости от того, знаем мы их или не знаем, или нет.

Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.

Цель работы: изучение теоретико-методологических основ психологии управления, включающее знакомство с предметом и основными методами психологии управления.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы 14 страниц.

1. Предмет психологии управления

Управлением принято считать совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Эти мероприятия имеют отношение, прежде всего, к людям работающим в данной организации, к каждому из которых нужно найти особый подход, для чего необходимо знать их потребности и черты характера, способности и особенности восприятия ими окружающего мира.

Сравнивая психологию управления с менеджментом отметим, что, если менеджмент учит нас, что делать, то психология управления разъясняет, почему нужно делать так, а не иначе, и как это работает. Следовательно, предметом психологии управления являются психологические основания деятельности менеджера:

Психофизиологические особенности трудовой деятельности,

Психологические особенности переработки информации,

Механизмы восприятия человека человеком и механизмы влияния людей друг на друга,

Психологические особенности формирования трудового коллектива и межличностных отношений в нем,

Психологические особенности принятия управленческих решений

Психологические факторы управленческой деятельности в целом.

Психология управления как наука и практика направлена на формирование и развитие психологической управленческой культуры руководителей, создание необходимых основ для теоретического понимания и практического применения в управлении знаний особенностей личности работника, межличностных отношений и закономерностей функционирования трудового коллектива.

Руководитель должен понимать природу управленческих процессов, знать способы повышения эффективности управления, знать информационные технологии и средства коммуникации, необходимые для управления персоналом и т.д., для чего ему необходимо знать психологические особенности функционирования трудового коллектива, принятия управленческих решений в различных условиях и обстоятельствах, работы с людьми.

К психологическим факторам функционирования трудового коллектива относятся:

Психофизическая совместимость в группах,

Феномены межличностного взаимодействия,

Мотивация труда,

Социально-психологический климат и другие психологические явления, включенные в совместную трудовую деятельность по производству определенной продукции или оказанию услуг.

К психологическим факторам принятия управленческих решений относятся постановка цели как результата деятельности и процесс принятия решения.

Личность человека как микрокосм, с одной стороны, и восприятие этой личности другим человеком, стремление доминировать и подчиняться, статус, социальные ожидания, эмоциональное реагирование и многие другие составляют сущность психологических факторов работы с людьми.

Психология управления как специфическая отрасль практической психологии появилась в ответ на конкретный социальный заказ индустриально развитого общества, который формулируется следующим образом:

Как сделать управление эффективным?

Каким образом максимально использовать в производстве человеческие ресурсы без принуждения и давления на людей?

Как лучше построить и организовать систему управления коллективом?

Психология управления возникла на определенном этапе развития общества, в котором важно не только получить максимальный результат труда, но и учесть особенности самовыражения человека в процессе труда, реализацию потребностей, достигаемую в результате труда. Иными словами, управленец обращался к личности свободно трудящегося человека, стремящегося наиболее полно раскрыть собственные возможности с максимальной пользой для себя и для дела. Следовательно, предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:

1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

2. Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция.

Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие играют существеннейшую роль в процессе управления. Здесь важны, как минимум, два обстоятельства.

Во-первых, среди множества качеств, черт, характеристик личности психология управления выявляет те, которые помогают успешно осуществлять управленческую деятельность.

Во-вторых, рассматривая личность в процессе управления, психология не ограничивается только описанием, сравнительным анализом и констатацией фактов.

В этой отрасли знаний имеется достаточно большой объем практических советов, рекомендаций и «рецептов», позволяющих руководителю любого ранга и с любым исходным уровнем управленческих способностей развивать в себе качества лидера.

Управленческая деятельность строится по определенным правилам, соблюдая которые можно добиться успеха и, напротив, игнорирование их неминуемо приведет организацию к краху даже при максимально благоприятных прочих условиях. Специалисты в области психологии разрабатывают правила и технические приемы общения, позволяющие сделать его не просто формой, но и фактором управления.

Любой коллектив -- это, прежде всего, люди, преследующие свои цели, решающие свои задачи, стремящиеся сохранить или изменить свой формальный и неформальный статус. Члены трудового коллектива связаны друг с другом системой порой очень сложных отношений.

Как любой организм, коллектив может переживать и благоприятные, и неблагоприятные периоды в развитии. Кризис может произойти в любой момент под влиянием комплекса внешних и внутренних причин и обстоятельств. Его последствия могут быть как положительными (дальнейший подъем в развитии коллектива), так и отрицательными (коллектив, еще недавно работавший как «часы», становится неуправляемым и распадается).

Уровень руководителя и степень его профессионализма определяются не только тем, как он управляет развитием своего коллектива в относительно благоприятные периоды его существования и развития, но и тем, как он действует в сложные моменты, в обстановке кризиса.

Руководитель должен управлять в любой, даже, казалось бы, самой неуправляемой ситуации. А для этого нужны и знания, и конкретные навыки руководства в условиях конфликта и кризиса. Искусство управления конфликтом -- то, чем профессиональный руководитель отличается от руководителя-дилетанта. Там, где второй лишь разводит руками, первый берется за дело и действует с максимальной пользой и минимальными потерями.

Итак, предмет психологии управления - это психологические закономерности деятельности по реализации основных управленческих функций.

2 . Основные методы психологии управления

Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент .

По своему характеру и сущности наблюдение -- сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обусловливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.

К наблюдению как методу сбора информации обращаются в различных обстоятельствах. Во-первых, при получении предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, определению «действующих лиц». Во-вторых, наблюдение используется как самостоятельный метод в условиях, когда иные способы получения психологической информации недоступны.

Существует примерный перечень значимых элементов, который должен быть отражен при наблюдении:

а) наблюдаемые -- количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотношений в ней, распределение ролей между участниками ситуации;

б) обстановка -- место нахождения наблюдаемой ситуации и особенности воздействия предметного окружения на деятельность;

в) цель деятельности группы -- случайна или закономерна наблюдаемая ситуация, наличие определенных формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа, совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;

г) социальное поведение -- характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдаемой группы;

д) частота и продолжительность -- время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.

В зависимости от места наблюдателя, от организации наблюдения и других факторов различаются несколько его видов:

1. По степени формализованности выделяют структурализированное и неструктурализированное наблюдение.

2. В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации можно говорить о включенном и невключенном наблюдении.

3. По месту проведения, условиям организации наблюдения различают полевое и лабораторное наблюдение.

4. По регулярности проведения наблюдения оно может быть систематическим и несистематическим.

Как правило, наблюдение, которое проводит руководитель, является неструктурализированным, включенным, полевым и несистематическим.

Наблюдение может носить одноразовый или систематический характер. Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение, проводимое в циклическом режиме (один день в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурализированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя. Среди систематических наблюдений особо выделяются такие, в которых наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. В этом случае наблюдаемое явление носит разовый характер.

Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения -- проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения.

Эксперимент рекомендуют проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Общая логика проведения эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые называют контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой замкнутую систему, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем сценарию.

Успех эксперимента в огромной степени зависит от создания соответствующих условий. Здесь имеют в виду, прежде всего, три момента. Во-первых, в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во-вторых, изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем. Такие характеристики называются факторными (например, введение новой формы поощрения). Характеристики, не участвующие в эксперименте, называются нейтральными (например, сменность работы, время года и пр.). Их судьба в процессе эксперимента может сложиться по-разному. В одном случае они могут без постороннего воздействия сами измениться (при этом они получают название переменных), в другом -- могут остаться неизменными (при этом они получают название постоянных). В-третьих, на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.

Эксперименты различаются по характеру экспериментальной ситуации и по логической структуре доказательства гипотез. По характеру экспериментальной ситуацииэксперименты делятся на полевые и лабораторные .

Достаточно популярным методом изучения социальных явлений в малых группах можно считать социометрию . Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius -- товарищ, компаньон, соучастник и metrum -- измерение. Использование данных социометрии позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, способствует выработке и принятию групповых решений. Методологически оправданное и грамотное использование результатов социометрии позволяет сделать серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, что позволит достичь значимых практических результатов в комплектовании коллективов в повышении эффективности их деятельности.

Основными социометрическими понятиями являются «статус» и «социальная роль». Именно они характеризуют положение личности в группе.

Статус -- это место индивида в системе жизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Статус, в свою очередь, определяется ведущей функцией члена группы, его обязанностями перед ней. Он объединяет одновременно в себе и черты, объективно присущие индивиду, и восприятие окружающими исполнения человеком своих функций.

Социальная роль индивида определяется совокупностью функций, которые на индивида возложила группа, объединенных в некую схему, очерченную особыми правилами поведения: «вожак», «душа коллектива», «третейский судья» и т.д. Социальные роли нежестки: это многомерное и динамичное явление, на которое оказывает серьезное влияние личность исполнителя и условия, в которых она играется.

С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которые проявляются в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия используется для выявления симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. К несомненным заслугам метода относится то, что он весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены.

В основу социометрического метода положен вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, работать и т. п. Как правило, предлагаются два направления выбора -- в области совместного труда и в области развлечений. При этом возможно уточнение степени желательности выбора (весьма охотно, охотно, безразлично, не очень охотно, весьма неохотно) и ограничение числа предлагаемых для выбора лиц. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (которых выбирает большинство), «париев» (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Именно прямолинейность указания приятных и неприятных членов коллектива, а также неанонимность опроса делают социометрию весьма опасным методом: если первичные данные (бланки ответов или социоматрица) попадут в руки респондентов (людей, которые отвечали на вопросы), то в рабочей группе может возникнуть конфликтная ситуация.

Существуют и иные методы психологического исследования. Это -- метод беседы, тесты, анализ результатов деятельности, анкетирование . Среди дополнительных методов можно особо выделить кросскультурный метод , суть которого заключается в сравнительном анализе деятельности руководителей в условиях различных культур, поэтому проводя переговоры с иностранными партнерами, следует помнить и о том, что перед ним не только представители фирмы, но и представители определенной культуры.

Существующие методы позволяют не только получать достоверные данные, но и давать достаточно полные и точные рекомендации, помогающие организовать управление коллективом максимально эффективным и гуманным путем.

Заключение

В завершении работы отметим, что психология управления - это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности деятельности управленческой. Ее основная задача - анализ психологических условий и особенностей последней с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, где выделяется такие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения.

Психология управления изучает способы их сопряжения, позволяющие превратить акты их индивидуальной деятельности в целостную коллективную управленческую деятельность. На способы такого сопряжения влияют правовые полномочия руководителей, характер взаимосвязей выполняемых ими обязанностей, особенности стимулирования их труда, половозрастные различия, личные взаимоотношения и пр.

Несовершенство способов сопряжения обнаруживает себя в различных формах - как конфликты, ведомственные барьеры, местничество. Одно из важнейших направлений - изучение психологических условий обеспечения целостного функционирования аппарата управления, поскольку предмет деятельности управленческой - коллективный труд конкретной организации, руководимой данным аппаратом управления, а по условиям и содержанию труда организации существенно различаются, психологические особенности деятельности управленческой обретают в каждом случае специфический характер и подлежат специальному изучению.

Психология управления опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент, а также беседа (интервью); анализ документации; анализ продуктов деятельности; тесты, опросники и анкеты; проективные методики.

Список используемой литературы

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2007. - 967 с.

2. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю.Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2006. -- 176 с.

3. Чередниченко И.П. Психология управления / И.П.Чередниченко, Н.В.Тельных. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -- 608 с.

Подобные документы

    Психология управления как специфическая отрасль практической психологии. Предмет современной психологии управления: проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента. Основные методы и принципы.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2009

    Риск-менеджмент - стержневая часть стратегического управления компании. Исследование работы риск-менеджера с точки зрения психологии управления. Анализ психологии восприятия риска: групповая и личная реакция; влияние темперамента; гендерное восприятие.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2012

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Изучение проблемы управления и менеджмента в психологии управления как отрасли психологической науки по изучению психологических аспектов процесса управления. Разработка и внедрение психологических путей повышения эффективности организационных систем.

    реферат , добавлен 23.04.2011

    Задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии как самостоятельной научной дисциплины. Социально-экономические и психологические установки управления. Методологические подходы к управлению. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2009

    Сущность менеджмента и его эволюция. Элементы и уровни процесса управления. Основные школы управления. Взаимосвязь внешней и внутренней среды, принципы и методы управления, особенности управления персоналом и процесс принятия управленческих решений.

    курс лекций , добавлен 12.04.2013

    Психологические аспекты управления. Основы психологии личности. Психология малых групп и коллективов. Этапы формирования коллектива. Конфликтные ситуации и пути их разрешения. Кадровое планирование организации (предприятия). Отбор кадров и наем персонала.

    отчет по практике , добавлен 08.06.2010

    Теоретические основы управления по целям. Цели управления, и их функции. Основные этапы управления по целям. Анализ целей предприятия (структурных подразделений). Предложения по уточнению целей предприятия.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2008

    Теоретические подходы к стилям управления и процессу принятия управленческого решения. Классификация, характеристика стилей руководства. Исследование стиля управления руководителя, взаимосвязь стиля управления с процессом принятия управленческого решения.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2008

    Предмет, методы и основные направления исследования психологии управления: организация управленческой деятельности, взаимодополнение процессов руководства и лидерства. Личности руководителя и сотрудников, взаимодействие с подчиненными в организации.

Адизес, И. К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует / И. К. Адизес; пер. Т. Гутман. - М.: Альпина Паблишер, 2016.

Аллен, Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса / Д. Аллен; пер. Ю. Константинова. - М. : Манн, Иванов и Фср- бер, 2016.

Армстронг, М. Управление результативностью. Система оценки результатов в действии / М. Армстронг, А. Бэрон; пер. С. Новицкая, И. Кия- ченко. - М.: Альпина Паблишер, 2014.

Атаманчук, Г. В. Управление: философия, идеология, научное обеспечение / Г. В. Атаманчук. - М.: Academia, 2015.

Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ю. Базаров. - М.: Издательство Юрайт, 2015.

Бевир, М. Управление. Очень краткое введение / М. Бевир; пер. А. Порец- кова. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2015.

Беляев, В. А. Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры / В. А. Беляев. - М. : Либроком, 2012.

Боссиди, Л. Исполнение. Система достижения целей / Л. Боссиди, Р. Чаран; пер. Т. Таланов. - М.: Альпина Паблишер, 2016.

Вайншенк, С. Законы влияния. Как побудить людей делать то, что вам нужно / С. Вайншенк; пер. Н. Ильина. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.

Голдратт, Э. Выбор. Правила Голдратта / Э. Голдратт, Э. Голдратт- Ашлаг. - М.: Попурри, 2014.

Деминг, У. Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / У. Э. Деминг; пер. Ю. Адлер, В. Шнер. - М. : Альпина Паблишер, 2016.

Достаточно общая теория управления: [учеб, пособие]. - М. : Концсп- туал, 2015.

Друкер, II. Ф. Практика менеджмента / И. Ф. Друкер; пер. И. Веригин. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.

Зуб, А. Т. Психология управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Т. Зуб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2015.

Кирхлер, Э. Управление в организациях / Э. Кирхлер, К. Родлер; пер. С. Димитров. - М.: Гуманитар, центр, 2014.

Кови, С. Р. Восьмой навык. От эффективности к величию / С. Р. Кови; пер. Ю. Сундстрем. - М.: Альпина Паблишер, 2015.

Коноваленко, В. А. Психология управления персоналом: учебник для академического бакалавриата / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, А. А. Соломатин. - М.: Издательство Юрайт, 2014.

Креативный менеджмент. Социальные, психологические и творческие аспекты экономики труда: учеб, пособие / А. М. Афонин, Ю. Н. Царегородцев, В. Е. Афонина, О. Э. Башина, А. М. Петрова. - М. : Форум; ИНФРА-М, 2015.

Кэтмелл, Э. Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей: пер. с англ. / Э. Кэтмелл, Э. Уоллес. - М. : Альпина Паблишер, 2015.

Литвак, М. Е. Командовать или подчиняться? Психология управления / М. Е. Литвак. - М.: Феникс, 2016.

Милорадова, Н. Г. Психология управления в условиях стабильной неопределенности: учеб, пособие / Н. Г. Милорадова. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2013.

Недякин, М. Искренний сервис. Как мотивировать сотрудников сделать для клиента больше, чем достаточно. Даже когда шеф не смотрит / М. Недякин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

О’Коннор, Дж. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Дж. О’Коннор, И. Макдермотт; пер. Б. Пинскер. - М.: Альпина Паблишер, 2016.

Самыгин, С. И. Социология и психология управления: учеб, пособие / С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова, С. И. Епифанцев. - М.: КноРус, 2016.

Фокс,Дж. Как стать первоклассным руководителем. Правила привлечения и удержания лучших специалистов / Дж. Фокс; пер. Д. Горшкова. - М.: Альпина Паблишер, 2012.

Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика /С. Шабанов, А. Алешина. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.

Шейнов, В. П. Управление конфликтами / В. П. Шейнов. - СПб.: Питер, 2014.

Новые издания по дисциплине «Психология управления» и смежным дисциплинам

Акимова, Ю. Н. Психология управления: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Ю. Н. Акимова. - М.: Издательство Юрайт, 2016.

Кочеткова, А. И. Прикладная психология управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Кочеткова. - М. : Издательство Юрайт, 2017.

Организационная психология: учебник для академического бакалавриата / отв. ред. А. В. Карпов. - М. : Издательство Юрайт, 2016.

Психология бизнеса: учебник для магистров / под общ. ред. И. Л. Ивановой, А. В. Штроо, Н. В. Антоновой. - М. : Издательство Юрайт, 2016.

Рогов, Е. И. Организационная психология: учебник для бакалавров / Е. И. Рогов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016.

Свенцицкий, А. Л. Организационная психология: учебник для вузов / А. Л. Свенцицкий. - М.: Издательство Юрайт, 2016.

1. Алдер Г. НЛП - современные психотехнологии [Текст] / Г. Алдер. - СПб. : Питер, 2001. - 160 с. - (рос. мовою).

2. Бендлер Р. Семинар по НЛП. Передовые психотехнологии в психотерапии и бизнесе [Текст] / Р. Бендлер, Дж. Гриндер. - СПб. : Питер, 1997. - 236 с. - (рос. мовою).

3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Каноническое. [Текст] / [в русском переводе с параллельными местами]; [Американское Библейское Общество]. - Нью-Йорк, 1948. - одна тысяча двести пятьдесят пять с.

4. Богоявленская. В. Анализ и экономизация действий менеджера [Текст] / Ю. В. Богоявленская // Наука. Молодежь. Пылесосы - 2001: научно-практическая конференция, 11 июля 2001: вестник Полесской молодежной академии наук 3 / "03. - Житомир, 2001. - С. 11-14.

5. Богоявленская Ю.В. Взаимодействие праксеологии с менеджментом (теоретическое исследование) [Текст] / Ю. В. Богоявленская // Вестник Житомирского государственного технологического университета / Экономические науки. - Житомир: ЖДТУ. - 2004. - № 2 (28). - С. 288-297.

6. Богоявленская Ю.В. Эффективные механизмы мотивации труда [Текст] / Ю. В. Богоявленская // Экономика: проблемы теории и практики: сб. наук. работ. - Днепропетровск: ДНУ. - 2004. - Вил. 195: в 4 т. Том II. - С. 528-539.

7. Богоявленская Ю.В. Методика построения соционической модели [Текст] / Ю. В. Богоявленская // Вестник Житомирского государственного университета имени Ивана Франко. - Житомир: ЖДУ им. Ивана Франко. - 2007. - № 35. - С. 3-7.

8. Богоявленская Ю.В. Организационное поведение молодых лидеров в гражданском обществе [Текст] / Ю. В. Богоявленская // Молодежь - общественные организации - гражданское общество: материалы международной научно-практической конференции, 27 - 28 сентября 2001 - К. , 2001. - С. 47 - 50.

9. Богоявленская Ю.В. Праксеологични подходы в менеджменте (теоретическое исследование) [Текст] / Ю. В. Богоявленская // Экономика Украины. - М.: Изд-во "Пресса Украины". - 2004. - № 12 (517). - С. 48-51: [окончания см. в № 1 (518). - 2005. - С. 59-64.].

10. Богоявленская. В. Праксеологичний подход в построении эффективного механизма мотивации труда [Текст] / Ю. В. Богоявленская // Вестник Житомирского государственного технологического университета / Экономические науки. - Житомир: ЖДТУ. - 2004. - № 1 (27). - С. 215-224.

11. Бондаренко А. Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход) [Текст] І А. Ф. Бондаренко; Киевский государственный педагогический институт иностранных языков. - К. : КГПИИЯ, 1991. - 1S7 с. - (рос. мовою).

12. Бугуцким А. Факторы мотивации труда [Текст] И А. Бугуцким, И. Кучерук ИИ Украина: аспекты труда. - 199S. - № б. - С. С - 7.

13. Вернер 3. Руководитель без конфликтов [Текст] І Зигер Вернер, Лючия Ланг. - М. : Экономика, 199O. - 335 с. - (рос. мовою).

14. ГалеевБ. Человек, искусство, техника: проблемы синестезии в искусстве и технике [Текст] І Б. Галеев. - Казань: Изд. КГУ, 19S7. - 2бЗ с. - (рос. мовою).

15. Гальперин И. Р. Информативность единиц языка [Текст] І И. Р. Гальперин. - М. : Наука, 1974. - С. 4б - 47. - (рос. мовою).

16. Генон Р. Кризис современного мира [Текст] І Рене Генон: [пер. с франц.]. - М. : Арктогея, 1991. - 7S4 с. - (рос. мовою).

17. Генон Р. Царство количества и знамения времени [Текст] І Рене Генон; [пер. с франц. Т. Б. Любимова]. - М. : Беловодье, 2OO3. - 4SO с. - (рос. мовою).

1S. ГерцштейнР. Е. Война, которую выиграл Гитлер [Текст] І Р. Е. Герцштейн. - С. : Смоленськ, 199б. - 52O с. - (рос. мовою).

19. ГиппенрейтерЮ. Б. Введение в общую психологию [Текст] : [курс лекций] І Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : "ЧеРо", "Юрайт", 2OO2. - ЗЗб с. - (рос. мовою).

20. Брабар Т. Б. PR и anniPR, как уберечься от манипуляций [Текст]: [учеб. пособие.] и Т. П. Грабарь. - Житомир: ЖДТУ, 2OO6. - 1O9 с.

21. Будзинский А. Д. Менеджмент в системе агробизнеса [Текст] И А. Д. Гудзинский. - М.: "Урожай", 1994. - 24O с.

22. БумбольдтВ. Избранные труды по языкознанию [Текст] І Вильгейм фон Гумбольдт. - М. : Прогресс, l9S4. - 394 с. - (рос. мовою).

23. ДраккерБ. Управление, нацеленное на результаты [Текст] І Питер Драккер; [пер. с англ.]. - М. : Технологическая школа бизнеса, 1992. - l92 с. - (рос. мовою).

24. Ершова-Бабенко И. В. Методология исследования психики как сине-ргетического объекта [Текст] : [монография] І И. В. Ершова-Бабенко. - Одесса: "ОДЭКОМ", 1992. - 124 с. - (рос. мовою).

25. Эмерсон Б. Двенадцать принципов производительности [Текст] І Г. Эмерсон; [пер. с англ. А. И. Ромма]. - М. : "Техника управления", 193O. - 123 с. - (рос. мовою).

26. Журавлев А. Б. Фонетичское значение [Текст] І А. П.Журавлев. - Л. : Изд. ЛГУ, 1974. - 159 с. - (рос. мовою).

27. Заводской И. С. Менеджмент: Management [Текст]: [учебник]: [в 3-х томах] И и С. Завадский. - [Т. 1]. - М.: Украинский-финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. - 542 с.

28. Завадский И. С. Организация и психология управления трудовыми коллективами [Текст] И и С. Завадский. - М.: Урожай, 1985. - 159 с.

29. Злупко С. М. Экономическая мысль Украины [Текст]: [учеб. пособие.]. - Львов: ЛНУ им. Ивана Франко, 2000. - 496 с.

30. Злупко С. Н. Занятость и кибернетика [Текст] / С. Н. Злупко. - М. : ИНИОН А НСССР, 1984. - 252 с.

31. Иоанн Павел II. Пасторский визиты в Польшу [Текст]: [материалы]. - Польша, 20.06.1983 г..

32. Каструбин Э. М. Трансовые состояния и "поле смысла" [Текст] / Э. М. Каструбин. - М. : КСП, 1995. - 215 с. - (рос. мовою).

33. Кваша М. Некоторые вопросы мотивации труда в сельскохозяйственном производстве [Текст] / М. Кваша // Экономика Украины. - 1994. - № 1. - С. 54 - 61.

34. Клас Э. Эффективная экономика. Шведская модель [Текст] / Эк-лундКлас; [пер. со швед.]. - М. : "Экономика", 1991. - 352 с. - (рос. мовою).

35. КовряковВ. Н. Психотравматология. Психическая травма, психогении в этиопатогенетических механизмах развития психических расстройств [Текст] / В. Н. Ковряков. - М. : Институт психотерапии и клинической психологии, 2005. - 290 с. - (рос. мовою).

36. КостаковВ. Интенсификация использования трудового потенциалу [Текст] // Социально-трудовой потенциал: теория и практика: [в двух частях] / В. Костаков, А. Попов. - [Часть 1]. - К.: Наукова думка, 1994. - С. 61 - 69.

37. Корольков. Основы Паблик Рилейшнз [Текст] : [учебник] / В. Королько. - М. : "Релф-бук" ; К. : "Ваклер", 2001. - 526 с. - (рос. мовою).

38. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе [Текст] / Т. Котарбинский. - М. : "Экономика", 1975. - 271 с. - (рос. мовою).

39. Крушельницкая О. В. Мотивация и оценка деятельности персонала [Текст]: [учеб. пособие.] / В. Крушельницкая. - Житомир: ЖИТИ, 2000. - 215 с.

40. Краткий словарь по социологии [Текст] // [под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина; сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова]. - М. : Политиздат, 1988. - 479 с. - (рос. мовою).

41. Левицкий В. В. Семантика и фонетика [Текст] / В. В. Левицкий. - Черновцы: Изд. ЧТУ, 1973. - 103 с. - (рос. мовою).

42. ЛурияА. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Изд. МГУ, 1979. - 320 с. - (рос. мовою).

43. Матвиенко В. Я. Прогностика: прогнозирование социальных и экономических процессов: теория, методика, практика [Текст] : [монографія] / В. Я. Матвиенко. - К. : Українські пропілеї, 2000. - 520 с. - (рос. мовою).

44. Мелибруда Е. Я. - Ты - Мы: психологические возможности улучшения общения [Текст] / Е. Мелибруда; [пер. с польск.]. - М. : Прогресс, 1986. - 256 с. - (рос. мовою).

45. МесконМ. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : "Дело", 1993. - 701 с. : ил. - (рос. мовою).

46. Морозов В. П. Исследование способности человека к восприятию инверсированной во времени речи [Текст] / В. П. Морозов // Психологический журнал. - 1992. - № 1. - С. 61 - 68. - [продовж. циклу: 1993. - № 3. - С. 150]. - (рос. мовою).

47. НиколаенкоН. Н. Взаимодействие полушарий мозга в процессе восприятия и обозначения цвета [Текст] // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий / Н. Н. Николаенко. - Л. : Наука, 1985. - С. 47 - 67. - (рос. мовою).

48. Орбан-Лембрик Л. Е. Психология управления [Текст]: [пособие] / Л. Е. Орбан-Лембрик. - М.: Академвидав, 2о0з. - 568 с.

49. ОсовськаГ. В. Основы менеджмента: практикум [Текст]: [учеб. посев.]: [в трех частях] / Г. В. Осовская, I. В. Копытова, Т. I. Гринчук. - Житомир: ЖГП, 1998. - 581 с.

50. Оучи У. Г. Методы организации производства: японский и американский подходы [Текст] / У. Г. Оучи; [сокр. пер. с англ. ] ; [науч. ред. Б. 3. Мильнера, И. С. Олейника]. - М. : Экономика, 1984. - 230 с. - (рос. мовою).

51. Питер Л. Дж. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось [Текст] / Л. Дж. Питер; [пер. с англ.]. - М. : "Эксмо-Пресс", 2000. - 416 с. - (рос. мовою).

52. Общая и прикладная политологія [Текст] : [учеб. пособие] / [под ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова]. - М. : МГСУ; Изд-во "Союз", 1997. - 992 с. - (рос. мовою).

53. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М. : "Рефл-бук" ; К. : "Ваклер", 2001. - 656 с. - (рос. мовою).

54. Психология менеджмента [Текст] / [П. К. Власов, А. В. Липницкий, И. М. Лущихина и др.]; под ред. Г. С. Никифорова. - . - X. : Гуманитар. центр, 2007. - 510 с. - (рос. мовою).

55. Пщоловский Т. Принципы совершенной деятельности. Введение в пра-ксеологию [Текст] / Т. Пщоловский; [пер. с польск.]. - К. : Институт праксе-ологии, 1993. - 266 с. - (рос. мовою).

56. Розин В. М. Психология: теория и практика [Текст] : [учеб. пособие для высшей школы] / В. М. Розин. - М. : Издательская группа "Форум" ; "Инфра-М", 1998. - 296 с. - (рос. мовою).

57. Саймон Г. А. Менеджмент в организациях [Текст] / Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитбург, Виктор А. Томпсон; [общ. ред. и вступ. ст. А. М. Емельянова, В. В. Петрова] ; [сокращ. перевод с англ.]. - М. : "Экономика", 1995. - 335 с. - (рос. мовою).

58. Сайков Н. Я. Методы и приёмы деятельности менеджеров и бизнесменов [Текст] / Н. Я. Сацков. - Киев: Институт праксеологии, 1993. - 416 с. - (рос. мовою).

59. СведенборгЭ. Тайны Небесные [Текст] : [Главы 10 - 17] / Э. Сведенборг. - М. : ACT, 2005. - 560 с. - (рос. мовою).

60. Сергеева В. Практикум манипулятора. Выбор мишени [Текст] / В. Сергеева. - СПб: Питер, 2002. - 224 с. - (рос. мовою).

61. Синк Д. С. Управление производительностью: Планирование, измерение и оценка, контроль и повьгшение [Текст] / Д. С. Синк; [пер. с англ.]. - М. : Прогресс, 1989. - 528 с. - (рос. мовою).

62. Социально-трудовой потенциал аграрной экономики [Текст] / [под ред. А. А. Бугунького]. - М.: TOB "Комплекс-Вита", 1996. - 228 с.

63. Старостина А. А. Методические указания по дисциплине "Теории потребительских мотиваций" для студентов факультета менеджмента и маркетинга по специальности "Маркетинг" для всех форм обучения [Текст] / А. А. Старостина, А. В. Зозулев. - К. : НТУУ "КПП", 1999. - 110 с. - (рос. мовою).

64. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм. - М. : Республика, 1994. - 447 с. - (рос. мовою).

65. Херцберг Ф. Побуждение к труду и производственная мотивация: Социологические исследования [Текст] / Ф. Херцберг, М. Майнер. - 1990. - № 1. - С. 122-131. - (рос. мовою).

67. Ходаковский Е. И. Эквивалент цены труда в механизме регулирования рынка: концептуальные основы активизации производственной сферы и выхода из кризиса [Текст] / Е. И. Ходаковский // Экономика Украины. - 1995. - № 5. - С. 44-50.

68. Ходаковский Е. И. Экономика и менеджмент труда (праксеологический аспект) [Текст]: [учеб. пособие.] / Е. И. Ходаковский, Ю. В. Богоявленская. - Житомир: ЖДТУ, 2004. - 378 с.

69. Ходаковский, Е. И. Макроменеджмент [Текст] / Е. И. Ходаковский // Экономика Украины. - 1997. - № 3. - С. 93.

70. Ходаковский Е. И. Праксеологични подходы в менеджменте [Текст]: [на-вч.-метод. пособие.] / Е. И. Ходаковский, И. В. Кучерук, Ю. В. Богоявленская. - Житомир: ЖГП, 2001. - 108 с.

71. Ходаковский Е. И. Методология научных исследований в парадигме синергетики [Текст]: монография / [Е. И. Ходаковский, В. К. Данилко, Ю. С. цал-Цалко]; под общ. ред. д-ра экон. наук Е. И. Ходаковского. - Житомир: ЖДТУ, 2009. - 340 с.

72. Ходаковский Е. И. Синергетическая парадигма [Текст]: монография / Е. И. Ходаковский, И. Г. Грабар, Ю. С. цал-Цалко. - Житомир: Союз экономистов Украины, 2007. - 156 с.

73. Ходаковский Е. И. Синергетическая парадигма менежмента [Текст] / Е. И. Ходаковский; [материалы научно-практической. конференции "Молодежь и образование. Европейский выбор", Житомир, 16 марта 2007: тезисы докладов]. - Житомир: ПВНЗ "Европейский университет", 2007. - 170 с.

74. Чалдини Р. Психология влияния [Текст] / Р. Чалдини. - СПб. : Пите-рКом, 1999. - 272 с. - (рос. мовою).

75. Чудова Н. В. Имплицитная модель межличностного оценивания и ее роль в профессиональной коммуникации [Текст] / Н. В. Чудова. - М. : Прогресс, 1993. - 206 с. - (рос. мовою).

76. Щёкин Г. Основы кадрового менеджмента [Текст] : [учебник для вузов] / Г. В. Щёкин. - . - К. : МАУП, 1999. - 288 с. - (рос. мовою).

77. Beize В. Христианская против зла [Текст] // к человеку. Трудового коллектива / B Beize - ВАВ: Варшава, 1971. - С. 300.

78. Чарман DK Полушария головного мозга появляются по-разному функционировать в художников и ученых [Текст] / Д. Чарман // мозга. - 1981. - Vol. 17, № 3. - С. 453 - 458.

79. Ганнинг JP Праксиология, экономика, философия и этические [Текст] / JP Торкрет; [в Ebeling, Ричард М. (ред.)] // Австрийская экономика: перспективы на прошлое и перспективы на будущее. - Хиллсдейл, Мичиган: Хиллсдейл Пресса колледжа, 1991. - С. 107-137.

80. Ганнинг JP Новый субъективистской революции: Выяснение и расширение Вклад Людвига Мизеса к экономической теории [Текст] / JP Ганнинга. - Дикарь, Мэриленд: Rowman и Литтлфилд, 1990. - 690 стр.

81. Хендерсон Р. Короткие крачка Encentives, Управление Компенсация в наукоемкое мировое [Текст] / Р. Хендерсон. - . - Нью-Йорк: Prentice- зал, 2000. - 690 стр.

82.. Ян Павел II Laborem exercens [Текст] / Иоанн Павел II; [Папской академии социальных наук]. - Ватикан: Libreria Editrice Vaticana, 1981. - 109 стр.

83. Ян Павел II, Nauczanie Spoleczne: 1982 [Текст] / Ян Павел II. - Варшава: ОД я СС, 1986. - Телевизор - 1982.

84. Иоанн Павел II. Социального учения: 1983 [Текст] / Иоанн Павел II. -

Варшава: ОД я СС, 1984. - Т. VI. - 1984.-го

85. Jefkins F. Связи с общественностью [Текст] / Ф. Jefkins. - . - Лондон: Prentice Hall, 1998. - 304 с.

86.. Иоанн Павел II Centesimus Annus [Электронный ресурс]: / Иоанн Павел II. - 01.05.1991.- Название с экрана.

87. Киннер TC Маркетинговые исследования. Прикладная подход. [Текст] / ТК Киннер, JR Тейлор. - . - Нью-Йорк: McGraw-Hill, Inc., 1996. - 888 стр.

88. Котарбинского Т. работает. Элементы теории познания, формальной логики и методологии науки [Текст] / Тадеуш Котарбинский. - [Т. 1]. - Варшава: Польская академия наук, 1990. - 426 стр.

89. Лоудон DL потребительского поведения: концепции и применения [Текст] / Дэвид Л. Лоудон, Альберт Дж Делла Bitta. - . - Нью-Йорк: McGraw-Hill, Inc., 1993 - 788 стр.

90. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономике [Текст] / Людвиг фон Мизес. - Чикаго: Генри Регнери Компания, 1966. - 906 стр. - [Ранняя версия первоначально опубликовано на немецком языке в 1940 году под названием "Nationaloekonomie"].

91. Мизес Л. гносеологических проблем экономики [Текст] / Людвиг фон Мизес. - Нью-Йорк: Нью-Йорк University Press, 1981. - 259 стр. - [Первоначально опубликовано на немецком языке в 1933 году].

92. Papuzinski социальная философия Папа Иоанн Павел II [Текст] / А. Papuzinski. - Варшава: Польская академия наук, 1988. - 218 стр.

93. Филлипс Д. Самоубийство, погибших автомобильные, и средства массовой информации: данные к теории внушения [Текст] / Д. Филлипс // American Journal социологии. - 1979. - Vol. 84. - С. 1150-1174.

94. Праксиология и философия экономики. Международная ежегодная практической философии и методологии / [Текст] / [сделка] Издатели. - Новый Brunswich (США) и Лондоне (Великобритания из ГБ и Н.И.), 1991. Том 1. - 1991.

95. Pszezolowski Т. Малая энциклопедия praxiology и организация теория [Текст] / Тадеуш Pszezolowski. - Вроцлав: Оссолинеум; Филиалы Польской академии наук, 1978. - 346 с.

Словарь [Текст] 96. Random House Вебстера: .. - Cambrige: Кембридж, 1990. - тысяча пятьсот шестьдесят восемь стр.

97. Szafranski А.Л. "общение людей" PRACE przez; [Текст] // Ян Павел 2, "прилагает усилия" Тексты komentarze я // AL Szafranski. - Люблин: Куль, 1985. - С. 23.

98. К. Войтыла действующего лица, и другие антропологические исследования [Текст] / К. Войтыла. - Краков: Учебно Общество, 1969. - 543 стр.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта