Главная » Вложить деньги » Базаров т ю управление персоналом. Т

Базаров т ю управление персоналом. Т

На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффек-тивные подходы к работе с персоналом в современных условиях (команд-ный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управ-ление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации.
Для студентов вузов, слушателей институтов и курсов повышения квалификации, работников служб управления персоналом, руководителей предприятий и организаций.

I. Основы организации и управления персоналом 3

Глава 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента 3
1.1 Парадигмы управления персоналом в XX в 4
1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента 4
1.3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента 6
1.4. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами 8
1.5. Кадровый менеджмент: вызовы XXI в 13
1.6. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу 17
1.7. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу 19

Глава 2. Организационный контекст управления персоналом 30
2.1. Элементы организации 30
2.2. Жизненные стадии и циклы организации 40

II. Концепции управления персоналом 45

Глава 3. Основные подходы к управлению персоналом 46
3.1. Экономический подход 46
3.2. Органический подход 47
3.3. Гуманистический подход 50
3.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности 52

Глава 4. Концепция "человеческого капитала" 56
4.1. Теория человеческого капитала 57
4.2. Концепция "Анализ человеческих ресурсов" 58
4.3. Измерение индивидуальной стоимости работника 61
4.4. Стохастическая позиционная модель 62
Практикум 66

III. Стратегии управления персоналом 68

Глава 5. Кадровая политика 68
5.1. Типы кадровой политики 69
5.2. Этапы построения кадровой политики 71
5.3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия 73
5.4. Условия разработки кадровой политики 75
Практикум 77

Глава 6. Управление персоналом развивающейся организации 78
6.1. Стадия формирования организации 79
6.2. Стадия интенсивного роста организации 84
6.3. Стадия стабилизации 88
6.4. Стадия спада (ситуация кризиса) 92
Практикум 95

IV. Технологии и методы управления персоналом 101

Глава Х. Методы формирования кадрового состава 101
7.1. Проектирование структуры организации 101
7.2. Оценка потребности в персонале 110
7.3. Анализ кадровой ситуации в регионе 112
7.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции 113
7.5. Привлечение кандидатов на работу в организацию 117
7.6. Оценка кандидатов при приеме на работу 122
7.7. Конкурсный набор персонала на работу 126
7.8. Адаптация персонала 133
Практикум 137

Глава 8. Методы поддержания работоспособности персонала 140
8.1. Повышение производительности и нормирование труда 141
8.2. Оценка труда 144
8.3. Аттестация персонала 150
8.4. Формирование кадрового резерва 153
8.5. Планирование карьеры 157
8.6. Разработка программ стимулирования труда 162
8.7. Обучение персонала 167
Практикум 172

Глава 9. Методы оптимизации кадрового состава и реорганизации структуры 172
9.1. Формирование управленческих команд 174
9.2. Кадровый аудит 183
9.3. Недирективные методы сокращения персонала 188
9.4. Реформирование организаций 191
9.5. Управление персоналом кризисного предприятия 195
Практикум 199

Глава 10. Конфликт как инструмент развития 202
10.1. Исторический экскурс в конфликтологию 203
10.2. Что же такое конфликт? 204
10.3. Основные понятия 207
10.4. Как быть с деструктивностью 212
10.5. Когда начинается конфликт? 212
10.6. Что делать с конфликтом? 214
10.7. Конфликт в организации 216
10.8. Паблик рилейшнз и управление коммуникацией в конфликте 220
Практикум 224

Словарь понятий 229

Формат: HTML
Язык: Русский

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2. С. 92-95

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Управление персоналом развивающейся организации

ЛИПАТОВ Сергей Алексеевич

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Рецензия на книгу: Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 381 с. ISBN 978-5-9916-3302-4.

Ключевые слова: организация, управление персоналом, кадровый менеджмент, методы управления персоналом, кадровое консультирование, оценка персонала, внутрифирменное обучение, кадровая психодиагностика.

Реформы высшего профессионального образования, проводимые сейчас в России, радикально изменяют формы образовательных программ и содержание всего учебного процесса. При всей сложности и неоднозначности этого процесса реформирования можно отметить один положительный факт - появление достаточно большого разнообразия учебной литературы. В этих условиях преподавателю вуза достаточно сложно сориентироваться в потоке новых изданий и не пропустить нужный учебник, который можно порекомендовать студентам для углубленной проработки в рамках самостоятельной работы вне аудитории. Особенно, когда это касается таких востребованных в сфере подготовки психологов и менеджеров по управлению персоналом дисциплин, как «Психология управления персоналом» и «Управление персоналом». Необходимо отметить, что отечественные учебники и учебные пособия по управлению персоналом довольно сильно различаются по набору рассматриваемых тем, причина выбора которых часто остается неясной. В англоязычной литературе в основе изложения материала обычно лежит более или менее разделяемое профессиональным сообществом представление о наборе функций по управлению человеческими ресурсами.

Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

E-mail: [email protected]

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Теория и практика» доктор психологических наук, профессор Тахир Юсупович Базаров является известным российским специалистом в области управления персоналом, имеющим огромный практический опыт работы, а также большое количество публикаций в этой сфере1. Он принимал активное участие в создании популярного учебного издания «Управление персоналом»1 2. В рецензируемом учебнике автор концентрирует внимание читателей на психологической составляющей сферы управления человеческими ресурсами развивающейся организации. Это находит свое отражение в структуре книги, которая включает четыре раздела.

Первый раздел «Основы организации и управления персоналом» посвящен рассмотрению организационного контекста управления персоналом, основных подходов к управлению персоналом, а также жизненных стадий и циклов развития организации. В первой главе автор кратко описывает имплицитную модель внутренней среды организации, полученную им в ходе многочисленных опросов и групповых дискуссий с управленцами различных организаций, которая включает следующие элементы: цель, структура, технология, финансы, управление и персонал. Описываются также метафоры организации. Однако основное внимание в этой главе уделено требованиям к специалистам службы управления персоналом и роли HR-отделов в современных организациях. Во второй главе рассматриваются три основных подхода к управлению - экономический, органический и гуманистический, - в рамках которых развивались основные концепции управления персоналом: 1) использования трудовых ресурсов; 2) управления персоналом; 3) управления человеческими ресурсами; 4) управления человеком. Третья глава посвящена краткому изложению модели циклов и стадий развития организаций3. Можно сказать, что автору удалось весьма обширные по своей сути сведения уложить в достаточно малый объем, используя для этого таблицы и рисунки.

Во втором разделе «Стратегии управления персоналом» описываются особенности управления персоналом на различных стадиях развития организации, виды и цели кадровой политики, которая определяет философию и принципы руководства в отношении человеческих ресурсов, процесс формирования кадровой политики в организации. Данный раздел включает две главы. Четвертая глава посвящена довольно подробному описанию содержанию деятельности по управлению персоналом на различных стадиях жизненного цикла организации: 1) стадии формирования организации; 2) стадии интенсивного роста; 3) стадии стабилизации; 4) стадии спада (ситуация кризиса). Глава заканчивается учебным кейсом. В пятой главе достаточно конспективно излагаются представления о понимании кадровой политики, ее типах, этапах проектирования кадровой политики.

Два первых раздела учебника, составляющие по объему примерно треть книги, являются достаточно традиционными для понимания сущности организации как социального института, а также основных концепций управления персоналом, в которых отражается обобщенное представление о месте работника в организации. Содержание же следующих двух разделов является практико-ориентированным. Третий раздел «Методы управления персоналом» включает три главы, посвященные описанию тех методов, без которых, по мнению автора, психологическая работа с персоналом представляется

1 См., например, его книги «Технология центров оценки для государственных служащих» (1995), «Управление персоналом развивающейся организации» (1996), «Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организа-ции» (2000), «Управление персоналом» (2002), «Психологические грани изменяющейся организации» (2007), «Управление персоналом. Практикум» (2009) и «Технология центров оценки персонала: процессы и результаты (практическое руково-дство)» (2011).

2 Управление персоналом / под ред. Т.Ю. Базаров и Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 1998; 2002.

3 Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. психология бизнеса. М.: Армада, 1998.

Организационная психология. 2014. Т. 4. №2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

невозможной. Согласно мнению автора, методы - это часть инструментария психолога-практика (менеджера по персоналу), которая инвариантна по отношению к конкретной ситуации. Это методы формирования кадрового состава, поддержания работоспособности и реформирования организации. Каждой группе методов посвящены отдельные, довольно объемные главы. Каждая из этих глав заканчивается учебным кейсом. Студенты в процессе освоения содержания этих глав получат достаточно четкое представление о методах проектирования структуры организации, планировании потребности в персонале, поиска, подбора и отбора работников в организацию, оценки рабочих мест, оценки качества труда, аттестации персонала и многих других.

В четвертом разделе «Технологии управления персоналом» рассматриваются методы управления персоналом, ориентированные на решение двух типов задач: диагностики, экспертизы или оценки человеческого ресурса организации и поддержания развивающих персонал процессов в организации. В отличие от методов, рассматриваемых в предыдущем разделе, технологии, по мнению автора, всегда ориентированы ситуационно, то есть должны учитывать конкретный социальный контекст при их проектировании и реализации. Данный раздел по своему объему равен предыдущему и содержит пять глав, в которых представлено краткое описание некоторых социально-психологических технологий управления персоналом: кадровое консультирование как средство развития организации, методы оценки деятельности и результатов сотрудников (в том числе технология Центра оценки), конкурс как технология привлечения персонала, подходы к обучению и развитию сотрудников. В последней главе кратко изложены основы кадровой психодиагностики: основные понятия психодиагностики, методологические основы тестирования, требования к психодиагностическим методикам. На наш взгляд, эта глава могла бы быть дополнена требованиями Этического кодекса психолога-практика (или психолога-диагноста), так как неукоснительное соблюдение правил проведения тестирования является критически важным условием получения валидной, надежной и этически корректной информации о личности работника организации.

По мнению автора, методы и технологии управления персоналом являются важнейшей частью инструментария практического психолога, работающего в организации. Вообще автор явным образом адресует свой учебник студентам - психологам, отмечая в предисловии, что сфера управления человеческими ресурсами организации является одним из направлений, в которых выпускники факультетов психологии наиболее востребованы и успешны. Конечно, для этого дипломированному психологу необходимо освоить знания из сферы технологий и бизнес-процессов, управления и финансов. Однако материал учебника излагается так, что он доступен для понимания не только психологам, и это является его сильной стороной. Стоит отметить и тот факт, что язык учебника соединяет в себе простоту, академичность и фактическую притягательность. Текст насыщен рисунками и таблицами, которые помогают читателю структурировать и лучше понимать материал учебника. А учебные кейсы помогают отработать те компетенции, на развитие которых направлены соответствующие главы.

Учебник получился емким, достаточно сбалансированным в изложении теории и практических методов управления персоналом. Он отражает авторский опыт кадрового и управленческого консультирования, с одной стороны, и богатейший опыт преподавания данной учебной дисциплины многим поколениям студентов, с другой. Можно согласиться с мнением официального рецензента учебника доктора психологических наук, профессора А.Г. Караяни, что на сегодняшний день книга Т.Ю. Базарова является одним из наиболее современных, полных и научно обоснованных трудов в области управления персоналом.

Organizational Psychology - Russia. 2014. Vol. 4. No 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Personnel Management of Growing Organization

Sergey A. LIPATOV

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Review of the textbook by T.Yu. Bazarov “Psihologija upravlenija personalom. Teorija i praktika: uchebnik dlja bakalavrov” . Moscow: Urait, 2014. ISBN 978-5-9916-3302-4.

Keywords: organization, personnel management, personnel management practices, human resources consulting, performance appraisal, training and developing employees, personnel assessment.

Address: 11 Mokhovaya Str., Build. 9, 125009, Moscow, Russia

Управление персоналом (англ. Human Resource Management, HRM) область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки … Википедия

Антикризисное управление - (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… … Энциклопедия инвестора

Кадровая политика совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают… … Википедия

- (итал. carriera бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus телега, повозка) продвижение вверх по служебной лестнице. В теории управления персоналом карьера это результат осознанной позиции и поведения человека… … Википедия

Характеристика органической организационной культуры организация направляется согласием с общей идеей проблемы решаются на основе исходного согласия с целями и задачами лидерство основывается на разделяемых взглядов о направлении общего движения… … Википедия

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Партиципативная культура это культура, в которой частные люди (общественность) не действуют только как потребители, а… … Википедия

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фатхутдинов. Раис Ахметович Фатхутдинов (26 июня 1938, Златоуст, Челябинская область 26 июня 2009, Москва) заслуженный деятель науки РФ. Академик Академии проблема качества … Википедия

Составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

Институт бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета (ИБМТ БГУ) Международное название School of Business and Management of Technology of Belarusian State University (SBMT BSU) Девиз Отвечая на вызовы настоящего,… … Википедия

Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Менеджмент (от англ. management управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) означает разработку (моделирование), создание… … Википедия

Описание : На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации.

Второе издание (1-е изд. - ЮНИТИ, 1998) дополнено конфликтологическими основами кадрового менеджмента и корпоративным PR.

ЧАСТЬ I КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОФЕССИЯ

Глава 1. Генезис профессиональной культуры кадрового менеджмента

1.1. Три профессиональные революции и миссия менеджера по персоналу

1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента

1.3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента

Глава 2. Эволюция кадрового менеджмента

2.1. Модели и особенности кадрового менеджмента

2.2. Кадровый менеджмент: вызовы XXI в.

Глава 3. Профессиональный профиль менеджера по персоналу: этическое измерение

3.1. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу

3.2. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу

Глава 4. Деловая этика — архитектоника кадрового менеджмента

4.1. Корпоративный этический кодекс

4.2. Неформальные уровни моральной регуляции поведения работников

ЧАСТЬ II ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Глава 5. Организация как феномен

5.1. Организация как «имплицитная» модель

5.2. Элементы внутренней среды организации

Глава 6. Жизненные стадии и циклы организации

6.1. Жизненный цикл организации

6.2. Стадии и циклы развития

ЧАСТЬ III КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Глава 7. Основные подходы к управлению персоналом

7.1. Экономический подход

7.2. Органический подход

7.3. Гуманистический подход

7.4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности

Глава 8. Концепция «человеческого капитала»

8.1. Теория человеческого капитала

8.2. Концепция «Анализ человеческих ресурсов»

8.3. Модели измерения индивидуальной стоимости работника

ЧАСТЬ IV СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Глава 9. Кадровая политика

9.1. Типы кадровой политики

9.2. Этапы проектирования кадровой политики

9.3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия

9.4. Условия разработки кадровой политики

Глава 10. Кадровый менеджмент на разных стадиях развития организации

10.1. Исторический экскурс в конфликтологию

10.2. Стадия интенсивного роста

10.3. Стадия стабилизации

10.4. Стадия спада (ситуация кризиса)

ЧАСТЬ V МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Глава 11. Методы формирования кадрового состава

11.1. Исторический экскурс в конфликтологию

11.2. Планирование потребности в персонале

11.3. Анализ кадровой ситуации в регионе

11.4. Анализ деятельности. Должностные инструкции

11.5. Привлечение кандидатов на работу в организацию

11.6. Оценка кандидатов при приеме на работу

11.7. Адаптация персонала

Глава 12. Методы поддержания работоспособности персонала

12.1. Повышение производительности и нормирование труда

12.2. Оценка рабочих мест

12.3. Обеспечение качества труда

12.4. Оценка труда: уровни, подходы, методы

12.5. Аттестация персонала

12.6. Формирование кадрового резерва

12.7. Планирование карьеры

12.7. Разработка программ стимулирования труда

Глава 13. Методы реформирования организации

13.1. Процессы реорганизации

13.2. Организационно-кадровый аудит

13.3. Недирективные методы сокращения персонала

ЧАСТЬ VI ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 14. Кадровое консультирование

14.1. Концепция кадрового консультирования как средства развития организации

14.2. Инструментарий кадрового консультанта

Глава 15. Центр оценки как технология кадровой работы

15.1. Подготовка программы центра оценки

15.2. Реализация программы центра оценки

Глава 16. Конкурс как технология привлечения персонала

16.1. Организация и проведение конкурса

16.2. Этапы конкурса

Глава 17. Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового потенциала организации

17.1. Внутрифирменное обучение как процесс непрерывного образования и его особенности

17.2. Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых

Глава 18. Командообразование как технология формирования управленческого потенциала организации

18.1. Команда как организационная форма коллективного управления

18.2. Этапы командообразования и методы формирования команд

Глава 19. Кадровая психодиагностика

19.1. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста

19.2.Требования к психодиагностическим методикам

19.3. Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту

ЧАСТЬ VII КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Глава 20. Конфликт как инструмент развития

20.1. Исторический экскурс в конфликтологию

20.2. Что же такое конфликт?

20.3. Формально-логические модели конфликтов

20.4. Основные понятия

20.5. Как быть с деструктивностью?

20.6. Когда начинается конфликт?

20.7. Что делать с конфликтом?

Глава 21. Конфликт в организации

21.1. Конфликтность организационной структуры

21.2. Межгрупповые конфликты

21.3. Межличностные конфликты

ЧАСТЬ VIII КОРПОРАТИВНЫЙ PR

Глава 22. PR — управление коммуникацией в конфликте: (методологические основы)

22.1. PR: проблема определения в мире заблуждений

22.2. PR, пропаганда и математические обоснования

22.3. PR и маркетинг: эволюция развития конфликта между потребителем и производителем

Глава 23. PR-менеджмент: технологические основы

23.1. PR: технологичная работа по формированию адекватного имиджа

23.2. PR: и проект

Словарь понятий

Литература

Размер архива 3,14 МВ

978-5-16-006052-1

В учебнике рассматриваются современное состояние, междисциплинарные связи и перспективные области исследований, разрабатываемые в новой научно-прикладной дисциплине — организационной психологии. Описаны методические подходы и комплексные психологические технологии, используемые при решении задач организационной диагностики, оказании консультативной помощи, оценке персонала, проведении тренинговых процедур и для поддержки психического здоровья профессионалов. Содержание учебника подготовлено на основании учебных программ, разработанных в соответствии с требованиями к новому поколению государственных образовательных стандартов высшего образования в Российской Федерации, действующих в области подготовки психологов по специализациям «Организационная психология» и «Организационное консультирование». Рекомендуется для студентов, магистров и аспирантов, обучающихся в высших учебных заведениях психологического профиля и по смежным специальностям, а также для руководителей, специалистов по менеджменту, сотрудников кадровых агентств, служб по работе с персоналом и профессиональной переподготовке на предприятиях.

978-5-16-006052-1

В учебнике рассматриваются современное состояние, междисциплинарные связи и перспективные области исследований, разрабатываемые в новой научно-прикладной дисциплине — организационной психологии. Описаны методические подходы и комплексные психологические технологии, используемые при решении задач организационной диагностики, оказании консультативной помощи, оценке персонала, проведении тренинговых процедур и для поддержки психического здоровья профессионалов. Содержание учебника подготовлено на основании учебных программ, разработанных в соответствии с требованиями к новому поколению государственных образовательных стандартов высшего образования в Российской Федерации, действующих в области подготовки психологов по специализациям «Организационная психология» и «Организационное консультирование». Рекомендуется для студентов, магистров и аспирантов, обучающихся в высших учебных заведениях психологического профиля и по смежным специальностям, а также для руководителей, специалистов по менеджменту, сотрудников кадровых агентств, служб по работе с персоналом и профессиональной переподготовке на предприятиях.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта