Главная » Youtube » Этика деловых отношений учебник. Родоначальник кафедры Этика деловых отношений учебник

Этика деловых отношений учебник. Родоначальник кафедры Этика деловых отношений учебник

4. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В., Чистякова К.А. Этика и культура управления - М.: Издательство «Спутник+», 2010.-427с: ил.

Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы: учебник для бакалавров/ Н.А. Омельченко. – 5ое изд. перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 408с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Омельченко, Н. Д. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учеб. пособие / Н. А. Омельченко. - М.: ГУУ, 2010.

7. Осипова, И. Н. Этика и культура управления: учеб. пособие / И. Н. Осипова. - М.: ФОРУМ, 2011.

8. Парламентская этика в России // Сборник материалов Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерациипо этике. - М., 2002.

10. Профессиональная этика: учеб. пособие /отв. ред. М. И. Росенко. - СПб., 2006.

11. Ролз,Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. - Новосибирск, 1995.

12. Сутор, Б. Малая политическая этика [В. Sutor. Kleine Politische Ethik]. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1997 (перевод С. Курбатовой, К. Костюка). Режим доступа: http://krotov. info/lib_sec /18_s/sut /or.htm


СЕМИНАР № 3

Тема 4. Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности

№№ п.п. Фамилия студента Тема доклада Оценка
Аристов Никита Экономическая этика. Что это такое? Предмет и сферы действия экономической этики.
Балабко Екатерина Социальная и корпоративная социальная ответственность бизнеса. В чем ее содержание? Чем она отличается от юридической ответственности?
Иванова Алена Насколько применимо понятие морали к рыночной экономике? Какой ответ на этот вопрос давал А. Смит?
Костин Евгений На чем, по мнению К. Хомана, основана этическая ценность принципа конкуренции в современной рыночной конкуренции?
Кулагина Юлия Государство и бизнес. Этика экономических отношений в мировой практике.
Кучер Ирина Российский опыт этики отношений во взаимодействии государства и бизнеса.
Манохин Александр Какие национальные традиции русской предпринимательской этики могут быть использованы в современной России?

Вопросы и задания для контроля



3. Каковы основные аргументы «за» и «против» социальной ответственности бизнеса?

4. Каковы современные подходы к проблеме взаимоотношения государства и бизнеса. В чем основные этические аспекты этих взаимоотношений?

1. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2006.

2. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: учеб. пособие / Е. В. Золотухина-Аболина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: МарТ, 2005.

3. Ионова, А. И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие / А. И. Ионова. - М.: РАГС, 2005.

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., КоноваловаВ.Г., Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Инфра-М, 2011. - 424с. (Высшее образование).

5. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В., Чистякова К.А. Этика и культура управления - М.: Издательство «Спутник+», 2010.-427с: ил.

6. Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы: учебник для бакалавров/ Н.А. Омельченко. – 5ое изд. перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 408с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

7. Омельченко, Н. А. Этика и культура управления в системе государственной власти и госслужбы: учеб. пособие / Н. А. Омельченко. - М.: ГУУ, 2010.

8. Осипова, И. Н. Этика и культура управления: учеб. пособие / И. Н. Осипова. - М.: ФОРУМ, 2011.

9. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса: учебник / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. - 4-е изд. - М.: ТК Велби; Проспект, 2007.

10. Профессиональная этика: учеб. пособие / отв. ред. М. И. Ро- сенко. - СПб., 2006.

Предисловие....................................................... 3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Глава 1. Природа и сущность этики деловых отношений............. 5 1.1. Сущность этики деловых отношений...................5 1.2. Основные принципы этики деловых отношений......... 8 1.3. Закономерности межличностных отношений........... 15 1.4. Этические проблемы деловых отношений............. 21 Контрольные вопросы.............................. 30 Практические задания............................. 31 Глава 2. Этика деятельности организации......................... 42 2.1. Этика и социальная ответственность организаций... 42 2.2. Этические нормы в деятельности организаций....... 48 2.3. Повышение этического уровня организации.......... 53 Контрольные вопросы.............................. 56 Практическое задание............................. 57 Глава 3. Этика деятельности руководителя........................ 61 3.1. Этические нормы организации и этика руководителя. 61 3.2. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе............. 65 3.3. Нормы этичного поведения руководителя............ 71 3.4. Этика взаимоотношений с "трудным" руководителем.. 76 3.5. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций......................................... 80 Контрольные вопросы.............................. 87 Практические задания............................. 88 РАЗДЕЛ II. ОБЩЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Глава 4. Деловое общение и управление им....................... 108 4.1. Общение как социально-психологическая категория....................................... 108 4.2. Коммуникативная культура в деловом общении...... 114 4.3. Виды делового общения........................... 118 4.4. Управление деловым общением..................... 121 Контрольные вопросы............................. 129 Практические задания............................ 130 Глава 5. Вербальное общение.................................... 142 5.1. Основы деловой риторики.......................... 142 5.2. Культура речи в деловом общении.................. 146 5.3. Этика использования средств выразительности деловой речи............................................ 149 5.4. Культура дискуссии.............................. 154 5.5. Особенности речевого поведения.................. 159 Контрольные вопросы............................. 163 Практические задания............................ 164 Глава 6. Невербальное общение.................................. 169 6.1. Основы невербального общения................... 169 6.2. Кинесические особенности невербального общения......................................... 174 6.3. Визуальный контакт.............................. 180 6.4. Проксемические особенности невербального общения......................................... 185 Контрольные вопросы............................. 192 Практическое задание............................ 193 Глава 7. Дистанционное общение................................. 196 7.1. Этические нормы телефонного разговора........... 196 7.2. Культура делового письма........................ 200 Контрольные вопросы............................. 205 Практические задания............................ 205 Глава 8. Манипуляции в общении................................. 212 8.1. Характеристика манипуляций в общении............ 212 8.2. Правила нейтрализации манипуляций............... 218 8.3. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений......................... 222 Контрольные вопросы.............................. 227 Практические задания............................ 227 РАЗДЕЛ III. ПРАВИЛА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Глава 9. Правила деловых отношений............................ 232 9.1. Правила подготовки публичного выступления....... 232 9.2. Правила подготовки и проведения деловой беседы.. 237 9.3. Правила проведения собеседования................ 242 9.4. Правила подготовки и проведения служебных совещаний....................................... 245 9.5. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами...................................... 250 9.6. Правила конструктивной критики.................. 261 Контрольные вопросы............................. 266 Практические задания............................ 267 Глава 10. Этикет делового человека.............................. 274 10.1. Этикет и имидж делового человека............... 274 10.2. Визитная карточка.............................. 278 10.3. Этикет приветствий и представлений.............. 283 10.4. Внешний облик делового человека................. 286 10.5. Особенности внешнего облика деловой женщины.... 290 Контрольные вопросы............................ 295 Практическое задание........................... 296 Глава 11. Этикет деловых отношений.............................. 298 11.1. Поведение в общественных местах................ 298 11.2. Этикет деловых приемов......................... 305 11.3. Особенности делового общения с иностранными партнерами..................................... 316 11.4. Искусство комплимента.......................... 322 11.5. Правила вручения подарков...................... 326 Контрольные вопросы............................ 329 Практическое задание........................... 330 Приложения Приложение 1. Этический кодекс компании PROCTER & GAMBLE ........ 333 Приложение 2. Образцы документов, применяемые при предупреждении и разрешении конфликтов........................... 348 Приложение 3. Примеры написания отдельных деловых писем и других документов........................................ 354 Список литературы ............................................... 361

КИБАНОВ АРДАЛЬОН ЯКОВЛЕВИЧ

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления персоналом ГУУ, заслуженный деятель науки РФ

Кибанов Ардальон Яковлевич Родился 10 июня 1939 года в г. Усолье Пермской области. В 1957-1958 г.г. — слесарь Березниковского азотно-тукового завода Пермской области. 1958-1961 г.г. – служба в рядах Советской Армии. 1961-1966 г.г. – студент Московского инженерно – экономического института им. С. Орджоникидзе. 1966-1968 г.г. инженер-экономист отдела научной организации производства, труда и управления Саратовского завода «Генератор». 1968-1971 г.г – аспирант Московского инженерно-экономического института им. С. Орджоникидзе. 1971-1990 г.г. – ассистент, доцент, декан специального факультета переподготовки кадров, декан школы управления производством Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе.

Первые годы после окончания института (1966-1975 г.г.) А.Я. Кибанов занимался производственной деятельностью и проводил научные исследования в области повышения эффективности систем управления производством. Эта деятельность позволила ему подготовить и защитить кандидатскую диссертацию (1972 г.), опубликовать ряд научных статей, брошюр и монографий.

В 1975-1990 г.г. А.Я. Кибанов выполнил ряд научных исследований в области организационно-экономических проблем формирования систем управления предприятием и его персоналом с использованием функционально-стоимостного анализа (ФСА). Для работы в данном направлении создана в начале специальная научная группа, а затем — научно-исследовательская лаборатория при кафедре управления персоналом, в которой под руководством А.Я. Кибанова проведено 15 НИР, результаты которых внедрены на предприятиях различных отраслей промышленности. Он первым в России применил функционально-стоимостной анализ к системам управления предприятиями и персоналом. Разработаны методические рекомендации и внедрены проекты систем управления ряда предприятий отраслей машиностроения с применением ФСА. Результаты исследования были представлены на Всесоюзный конкурс им. Н.А. Вознесенского «На лучшую работу по совершенствованию системы управления предприятиями и объединениями» в 1988 г. и были удостоены двух дипломов: за первое и второе место.

Результаты исследований обобщены в докторской диссертации «Организационно-экономические проблемы формирования системы управления машиностроительным предприятием: анализ, проектирование и оценка», ряде научных статей, брошюр, докладов, учебников, учебных пособий и монографий.

С 1990 г. по 2105-ый год А.Я. Кибанов – заведующий кафедрой, одновременно (1991-1996 г.г.) – декан факультета магистерской подготовки Государственного университета управления.

Кафедра управления персоналом Государственного университета управления, которую основал и с момента создания возглавлял А.Я. Кибанов — первая в России начала подготовку специалистов в области управления персоналом.

С 90-х годов основные научные интересы А.Я. Кибанова сосредотачивались в области теоретических, методических и практических проблем управления персоналом организаций в рыночных условиях.

Кибанов А.Я. – крупный специалист в области управления организацией и ее персоналом. В многочисленных трудах он выработал концепцию и философию управления персоналом в Российских условиях, глубоко и всесторонне обосновал организационно – экономические принципы и закономерности формирования системы управления персоналом и кадровой политики. Разработал и реализовал методологию функционально-стоимостного анализа в сфере управления персоналом. В трудах Кибанова А.Я. изложены основы формирования системы управления персоналом, кадровой политики и стратегии управления персоналом, раскрыта технология управления персоналом организации, в т.ч.: требования к кандидатам на замещение вакантной должности, их деловая и личностная оценка, профориентация и адаптация, управление карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, обучением, поведением персонала и оценка результативности и эффективности его деятельности.

Целостное представление об управлении персоналом организации на основе комплекса взаимосвязанных категорий и понятий окончательно сформировалось в первой в России энциклопедии (Управление персоналом: энциклопедия /Под ред. проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 554 с.), содержащей толкование около 3500 терминов и словосочетаний, охватывающих практически все проблемы и вопросы управления персоналом.

За период 1990 — 2014 гг. под руководством и при участии Кибанова А.Я. разработаны комплекты программ учебных дисциплин специализации «Управление персоналом», специальности «Управление персоналом», направления «Управление персоналом». Коллектив, возглавляемой им кафедры является разработчиком Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования всех трех поколений в области управления персоналом: 1-е поколение - Государственного образовательного стандарта подготовки по специализации «Управление персоналом » в рамках специальности «Экономика и управление производством», а позже - специальности «Менеджмент организации» (1992–1999 гг.); 2-е поколение - Государственного образовательного стандарта подготовки по специальности «Управление персоналом» (2000–2016 гг.); 3-е поколение - Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки «Управление персоналом» для бакалавриата и магистратуры (начиная с 2011 г.).

Работы Кибанова А.Я. в области управления персоналом пользуются широкой известностью. А.Я. Кибанов – автор 365 научных и учебно-методических трудов общим объемом свыше 1200 печатных листов, в том числе: 19 монографий, 50 учебников и учебных пособий (из них 7 учебников и 4 учебных пособия с грифом Минобрнауки РФ), свыше 250 научных статей. Кибанов А.Я. является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2006 года, проводимого фондом развития отечественного образования.

Под руководством А.Я. Кибанова защищено свыше 40 кандидатских и докторских диссертаций.

Под учебно-методическим руководством Кибанова А.Я. осуществлялась деятельность секции «Управление персоналом» Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента. Секция объединяет более 150 вузов России, обучающих студентов по специальности и направлению «Управление персоналом».

Кибанов А.Я. являлся председателем диссертационного совета по защите диссертаций на соискание учебной степени кандидата и доктора наук, членом двух диссертационных советов, членом оргкомитета ряда всероссийских и международных научных конференций.

А.Я. Кибанов был членом ученого совета института Управления и предпринимательства в социальной сфере и ученого совета Государственного университета управления.

Кибанов А.Я. — был председателем редакционной коллегии и главный редактор журнала «Кадровик», который вошел в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК. Также являлся главным редактором журнала «Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России», созданного в 2012 г.

Кибанов А.Я. являлся инициатором и руководителем проектов по созданию учебных телевизионных художественных фильмов: «Вакантное место» (по дисциплине «Управление персоналом организации») и «Укрощение породы» (по дисциплине «Конфликтология»), выступив в роли сценариста и продюсера. Создание фильмов явилось смелой новацией в методике преподавания дисциплин специальности управления персоналом, позволяющей существенно сократить время аудиторных занятий при повышении качества обучения. В 2006 г. фильм «Вакантное место» был удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования. На международном кинофестивале «Золотой Витязь» в 2008 г. фильм «Укрощение породы» был удостоен Диплома «За творческое воплощение острой социальной тематики», а в 2009 г. на международном кинофестивале детективных фильмов — Диплома в номинации «Преступление и наказание».

А.Я. Кибанов вел активную экспертную деятельность.

В 1994-1996 г.г. А.Я. Кибанов являлся членом экспертного совета и руководителем экспертной группы по проблемам государственной службы при Управлении федеральной государственной службы Администрации Президента РФ. Принимал участие в разработке концепции государственной кадровой политики и государственной службы в РФ и программ их реализации по заданию Администрации Президента РФ, а также концепции государственного заказа на подготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих. Его научные публикации и разработки использованы, в частности, при подготовке выступления Президента Российской Федерации в РАГСе по проблемам управления, государственной службы и кадровой политики в России и при подготовке национального доклада к 50-й сессии Государственной Ассамблеи ООН «Государственное управление и развитие».

В 1997 г. Кибанов А.Я. участвовал в работе комиссий Счетной палаты РФ в качестве научного эксперта по проверке целевого и эффективного использования средств федерального бюджета на научные исследования в различных учреждениях и организациях РФ. Он также проводил занятия с депутатами Государственной Думы РФ по проблемам управления персоналом.

В 2006-2007 г.г. работал в составе Комиссии по формированию Стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, созданной Национальным союзом кадровиков.

В последние годы жизни А.Я. Кибанов являлся: экспертом Минобрнауки РФ; экспертом Администрации президента Российской Федерации; экспертом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, экспертом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Большое внимание Кибанов А.Я. уделял общественной деятельности.

Им организована и возглавлялась региональная общественная организация содействия изучению проблем и просвещению в области управления персоналом «Персонал»(РОО «Персонал»).

Значительной вехой в объединении научного и педагогического потенциала в области управления персоналом России стала деятельность Национального союза организаций по подготовке кадров в области управления персоналом (Национальный союз «Управление персоналом»), создателем которого стал А.Я. Кибанов. Национальный союз объединяет около 100 образовательных учреждений и иных организаций, предметом деятельности которых является обеспечение совместными усилиями высоких стандартов и качества подготовки кадров для всех уровней управления персоналом, обеспечение опережающего по сравнению с практикой развития научных исследований в области управления персоналом.

Кибанов А.Я. имеет общественные награды: орден Ломоносова за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной науки и образования, медаль «15 лет первой в России кафедре управления персоналом» и «20 лет первой в России кафедре управления персоналом», Почетный знак «За вклад в науку о труде в Сибири».

Кибанов А.Я. награжден: почетным знаком НТО СССР, почетными грамотами; медалями: «Ветеран труда» и «850 лет Москвы», «Совет Федерации. 15 лет»,«За вклад в развитие местного самоуправления», благодарностью Министерства образования и науки РФ. Кибанов А.Я. является Заслуженным деятелем науки Российской Федерации.

Научная и педагогическая деятельность Кибанова А.Я. получила высокую оценку на федеральном и региональном уровнях. Кибанов А.Я. — дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1997, 2006 г.г.), лауреатом премии администрации Воронежской области (2006 г.). Кибанов А.Я. являлся помощником депутата Государственной Думы двух созывов, членом Союза писателей России.


Фото 1. Кибанов А.Я. — лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1997г.)

Фото 2. Кибанов А.Я. — лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2006 г.)

В 2014 г. получила официальное признание научная школа «Управление персоналом» ГУУ, создателем и руководителем которой являлся А.Я. Кибанов. Членами научной школы стали его ученики и последователи: ведущие ученые кафедры управления персоналом, доктора наук, профессора, доценты, ассистенты ведущих вузов России, десятки руководителей и специалистов служб управления персоналом российских организаций реального сектора экономики. Проректора, деканы, заведующие кафедр управления персоналом российских вузов.

В Ы С Ш Е Е О Б Р А З О В А Н И Е

серия основана в 1 9 9 6 г.

Министерство образования Российской Федерации Государственный Университет Управления

И.Е. ВОРОЖЕЙКИН А.Я. КИБАНОВ Д.К. ЗАХАРОВ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом»,

«Государственное и муниципальное управление»

Москва ИНФРА-М

УДК 331.1(075.8) ББК 65.240я73

Рецензенты:

Кафедра управления человеческими ресурсами Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

Зам. директора института труда Министерства труда и социального развития РФ,

Заслуженный экономист РФ, д.э.н., проф. Зубкова А.Ф.

В75 Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфлик­ тология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с. - (Выс­ шее образование).

ISBN 5-16-000964-7 (переп.)

ISBN 5-16-000256-1 (обл.)

В учебнике излагаются научные и прикладные знания о кон­ фликтах, источниках их возникновения, структуре и стадиях разви­ тия, формах проявления, функциях и значимости в социально-эко­ номической и других сферах жизни общества. Рассматриваются вопросы управления конфликтами, выбора оптимальных методов предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и разрешении конфликтов.

Книга предназначена для студентов экономических вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муници­ пальное управление», а также для аспирантов и преподавателей управленческих дисциплин.

© И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, 2002

знания. У нее спой предмет изучения - социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупрежде­ ния и регулирования.

I Как важная отрасль обществознания и человековедения конфлик­ тология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в йтесной связи с социальной философией, социологией, психологией, по­ литэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и ^гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтези­ рует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

Имея изначально комплексный характер, конфликтология нахо­ дится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без ^сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и об­ ществе, способствует разностороннему пониманию проблем социально­ го взаимодействия, применению эффективных способов их решения.

к Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем

Простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространен­ ным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее "не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко ^конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «вы­ водом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом ^восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, по­ зволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных! и общих интересов, норм поведения.

I- Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объек­ тивную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руково­ дителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них на­ мучиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять "конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.

Г Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с?се теоретическим значением. Эта область науки реально помогает рас­ познавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилак­ тики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конф­ ликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздей­ ствия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное Противоборство.

Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизнен­ ных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем.

Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конфликтов и вместе с тем сво­ дить к минимуму их негативные последствия.

Конфликтология необходима для всех видов управленческой дея­ тельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликт­ ные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствовать­ ся интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми оп­ ределенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.

Научный подход предполагает системно организованные, принципи­ ально структурированные, методологически точные знания о предмете (в данном случае - о конфликтах), ориентацию на познание закономер­ ностей реального мира и постижение объективной истины. Любая наука, включая конфликтологию, конструктивна, рассчитана на возможность практического применения полученных знаний, на выработку и внедре­ ние новых проектов. Научное управление социальными процессами, в том числе и регулирование конфликтов, осуществляется, как правило, на ос­ нове аналитического расчета, планомерного и многостороннего влияния на участников социальных связей и взаимодействия, практического при­ менения выверенных наукой рекомендаций.

Обыденное же знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больвде чем простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь кон­ статирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанная на чутье и проницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и улаживании конфликтных ситуаций, помочь прагма­ тически приспособиться к обстоятельствам и найти практически при­ емлемый выход из конфликта, если уж он случился.

Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряженности изучаются не ради удов­ летворения любопытства и простого обогащения знаний о перипетиях жизни, а для того чтобы овладеть методами (приемами и правилами) про­ филактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представ­ ление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответству­ ющих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в от­ ношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.

Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко пред-

ста м я я задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интел­ лектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.

В помощь тем, кто стремится овладеть основами научных знаний о конфликтах, предназначаются учебно-методические пособия. Среди та­ кого рода руководств (см. Список рекомендуемой литературы) одной из первых получила известность небольшая по объему книга «Внимание: конфликт!» Ее авторы ФМ Бородкин и Н.М. Коряк, адресуясь в ос­ новном к руководителям предприятий, рассчитывали на то, чтобы сфор­ мировать у них конструктивное отношение к конфликтам. Им удалось убедительно, в научно-популярной форме показать, что конфликт явля­ ется одним из средств управления, не владея или пренебрегая которым менеджер всегда снижает эффективность управленческой деятельности.

Ту же цель преследует и учебное пособие Э.А. Уткина «Конфлик­ тология: теория и практика». Рассматривая основные пути, формы и методы предупреждения конфликтных ситуаций, а также разрешения возникших конфликтов с наименьшими экономическими, социальными и нравственными издержками от них, автор обращается как к изучающим современный менеджмент, так и ко всем причастным к нему в России.

Пособия, изданные в нашей стране за последние годы, посвящены приложению конфликтологии преимущественно к какой-то одной сто­ роне общественной жизни. Так, книга А.Г Здравомыслова «Социология конфликта», как следует уже из названия, выделяет социологические аспекты, ее содержание включает анализ социально-политических про­ цессов в современной России. Учебное пособие «Основы конфликто­ логии» под редакцией В.Н. Кудрявцева концентрирует внимание на юридических проблемах конфликтологии, соответствующих способах определения участников конфликтов, их взаимодействия и достижения согласия на принципах консенсуса. «Конфликтология» под редакций А.С. Кармина рассматривает внутриличностные, межличностные, груп­ повые, межнациональные и другие типы конфликтов в первую очередь с психологической точки зрения, среди наиболее эффективных техноло­ гий разрешения конфликтных ситуаций отдавая приоритет медиации - проведению переговоров с участием посредника.

Заметное место конфликтам отводится в ряде пособий по кадроиой работе. Об этом свидетельствуют, к примеру, книги В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» и В.П. Пугачева «Руководство персоналом организации», а также вузовские учебники по управлению персоналом, вышедшие под редакцией А.Я. Кибанова, Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.

Представляют интерес и учебные издания зарубежных авторов, пере­ веденные на русский язык. Некоторые из их привлекательны и полезны прежде всего тем, что подготовлены специалистами по управлению. На­ пример, в наших экономических вузах пользуется спросом американский

учебник «Основы менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури. Отдельная часть этой объемистой книги, посвященная групповой дина­ мике и лидерству, содержит обстоятельную главу об управлении конфлик­ тами и стрессами. Она освещает природу, типы и причины конфликтов в организациях, процесс их развертывания, структурные и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.

«Руководить без конфликтов» - под таким названием дошла до российских читателей работа немецких специалистов по психологии управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написанной книги рассматривают управленческие функции как задачу развития личности в условиях перехода от технократического и административно-бюрокра­ тического методов управления к гуманистическому. Они обращают первостепенное внимание на профилактику (предупреждение) конфлик­ тов, снятие психологической напряженности у персонала, взаимодействие людей в духе сотрудничества.

В данном учебнике, предлагаемом вниманию читателей, дается си­ стематический свод научных и прикладных знаний о конфликтах. Учеб­ ник открывается кратким историческим обзором формирования основ конфликтологии. Затем следует изложение теоретических подходов к определению конфликта и его функций. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессиональ­ ного образования Российской Федерации раскрываются типология конфликтов, источники и непосредственные причины возникновения конфликтных ситуаций, структура и стадии развития конфликтов, раз­ нообразные формы их проявления, роль и значимость в социальноэкономической и других сферах жизни общества.

Большое внимание уделено предупреждению и урегулированию кон­ фликтных столкновений, выбору стилей поведения в конфликтах и спо­ собов их разрешения, созданию условий для эффективного управления конфликтами. При этом используются основные методы профилакти­ ки, применения нормативных актов и осуществления примирительных процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении конфлик­ тов и стрессов.

Для удобства пользования книгой в учебно-методических целях да­ ются тесты, таблицы, рисунки и образцы документов, все главы завер­ шаются перечнем контрольных вопросов и заданий. Приводится спи­ сок рекомендуемой литературы по предмету.

Авторы готовили учебник по единому плану. Каждый выполнил свою часть работы: д.и.н., проф. И.Е. Ворожейкин - Введение, гл. 1, 2, 3, 4 и 6, 5.2 и 5.3 гл. 5, 10.1 и 10.2 гл. 10, Краткий терминологический словарь; д.э.н., проф. А.Я. Кибанов (руководитель авторского коллек­ тива) - гл. 8 и 9, Краткий терминологический словарь, тест; к.э.н., доц. Д.К. Захаров - 5.1 гл. 5, гл. 7, 10.3 гл. 10, Краткий терминологический словарь, тест.

КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗВИТИЕ

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1.1 . Накопление знаний о конфликтах

Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаи­ модействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание чело­ века. Свидетельства тому - мифология и религия разных народов, фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных наук.

Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса» В греческой мифологии. Это поэтический рассказ о том, как богиня

Раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный стол золотое йблоко с лаконичной надписью «прекраснейшей» и как заспорили, кому предназначено яблоко, бывшие среди пирующих три влиятель­ ных богини: Гера - супруга Зевса, верховная олимпийская богиня; Афина - богиня мудрости и справедливой войны; Афродита - бо­ гиня любви и красоты. За разрешением спора они обратились к Парису - юному царевичу из Трои. Тот отдал предпочтение Афро­ дите, признав ее прекраснейшей из богинь...

Впечатляет библейское сказание о раздоре между Каином и Аве­ лем - сыновьями Адама и Евы. Конфликт между ними произошел тогда, когда братья приносили жертвы богу каждый по своим заня­ тиям: Каин как земледелец «от плодов земли»; Авель как пастух «из первородных стада своего». Бог благосклонно отнесся к дару Авеля, а «на Каина и его дар не призрел». Это обстоятельство сильно рас­ строило последнего, вызвало у него ревность и зависть к брату. Про­ изошла ссора, которая закончилась трагически - убийством Авеля..:

Можно вспомнить также русские былины. Отражая события, происходившие в пору становления Древней Руси, они красочно повествуют о защите рубежей своей земли от врагов, общественнополитических конфликтах того времени, богатырских подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, одолевших

в трудных противоборствах Соловья-разбойника, Идолище поганое и других чудищ...

Издавна была нащупана связь объяснения конфликтов с понима­ нием сущности самого человека и общества. Потому-то корни кон­ фликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.

Так, Конфуции - знаменитый мудрец Древнего Китая - еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать

и легко богатому не быть заносчивым». Вредят нормальному обще­ нию также корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, лесть, краснобайство. Напротив, полезны строгое отноше­ ние к себе и снисходительность к другим, почтительность к высшим

и старшим, благосклонность к простым и малым. Поэтому, настав­ лял мудрец, надо улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы «тяжбы не велись». От дурных помыслов и по­ ступков удерживает человечность, прежде всего доброта, справедли­ вость, чистосердечие, благожелательность.

Отвечая на вопрос о том, что составляет человечность, Конфуций пояснил: это значит «держать себя с почтительностью дома, благого­ вейно относиться к делу и честно поступать с другими»; вести себя на людях, как при встрече важной персоны; не делать другим того, чего не хотят себе; не вызывать ропота ни в семействе, ни в стране. Нужно платить за зло по справедливости, а за добро - добром.

Сам Конфуций, как представлялось его многочисленным учени­ кам, обладал несомненными достоинствами, был «ласков, добр, по­ чтителен, бережлив и уступчив». Ему были чужды по крайней мере четыре недостатка: «склонность к домыслам, излишняя категорич­ ность, упрямство, себялюбие».

В одно время с Конфуцием попытку рационально осмыслить природу конфликта предпринял древнегреческий философ-диалек­ тик Гераклит. Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непре­ менное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего».

Идеи Гераклита о конфликтах и борьбе как основе всех вещей разделяли и другие философы-материалисты древности. При этом некоторые из них (например, Эпикур) высказывали мысль о том, что враждебные столкновения своими тяжкими последствиями в конце концов убедят людей жить в мире и согласии.

I" Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы ан­ тичности, как Платон и Аристотель, жившие в V- IV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное; от­ дельный человек представляет собой лишь часть более широкого !#елого - общества; заложенное в человеке общественное начало ^придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с

другими людьми.

"" Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и Василию, В своем трактате «Политика» Аристотель указывал на ис­ точники распрей (конфликтов), которые, по его мнению, состоит в Неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, jgt также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве Характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

i; : Нужно заметить, что коллективизм в его примитивной, грубой, а нередко принудительной формах долгое время, вплоть до эпохи Возрождения, преобладал в общественных связях. Он освящался ре­ лигией, Христианство, например, исповедывало библейское представ­ ление о человеке как создании Бога, о внутреннем его раздвоении ^следствие первородного греха, о противоборстве в обществе ниспос­ ланного людям свыше «добра» и неизбежного в земной жизни «зла».

ровался в мошную силу индивидуализм. Как один из главнейших принципов общественного взаимодействия и нравственности он стал своего рода катализатором социально-экономических преобразова­ ний, создания условий для творческих устремлений и самоутвержде­ ния личности. Это нашло свое выражение в западноевропейском гума­ низме, постулатах христиан-протестантов, учении об естественном

праве и общественном договоре, идеях раннего либерализма.

"* К примеру, Томас Мор, Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон и

Другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.

Иной, заметно отличной от гуманистов точки зрения придер­ живались Джон Ло к /с, Томас Тоббс и другие ревнители буржуазных свобод, частных форм жизни, равенства стартовых возможностей. Они полагали, что человек есть отдельное самоценное существо,

для которого другие люди - только среда его обитания. В соотнесе­ нии с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей - это «война всех против всех», которой люди выступают в качестве либо врагов, либо партнеров.

По этим суждениям конфликты предопределены естественным равенством людей как в их способностях, так и в своих требовани­ ях. Невозможность же реально удовлетворить разом все притязания создает в отношениях между ними конфликтные ситуации. Конеч­ но, путь к согласию не закрыт, но сотрудничество возможно не в силу естественных свойств человека, как считали древние мыслители, а в результате принуждения, угрозы наказания за ослушание, наруше­ ние общественного договора.

XVIII в. - век Просвещения - не принес существенных пере­ мен в разноголосице суждений относительно причин конфликтов и мер по их преодолению. Пожалуй, весьма характерно в этом плане мнение Адама Смита - родоначальника классической политэко­ номии. Он в своей книге «Теория нравственных чувств» выступил последовательным сторонником некоей степени эгоизма, т.е. «любви к себе», но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью.

Смит полагал, что основная причина, которая движет человеком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный ста­ тус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровожда­ ющие их выгоды». Впоследствии в ставшем всемирно известном «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он вместо моральных отношений между людьми во главу угла поставил эконо­ мические интересы, считая, однако, главным, чтобы приоритетная забота человека о собственном материальном благополучии не была помехой на пути к всеобщему благу, чтобы мысль о благоденствии всего общества преобладала над личными мотивами.

Автор «Теории нравственных чувств» определенно исходил из той посылки, что «человек может существовать только в обществе» и «имеет естественную склонность к общественному состоянию», а по­ тому для него «уважение к общим правилам нравственности и есть собственно так называемое чувство долга». Отмечая, что благоразумие, справедливость, человеколюбие качества, приносящие людям наибольшую пользу, Смит писал: «Наше собственное благополучие побуждает нас к благоразумию; благополучие наших ближних побуж­ дает нас к справедливости и человеколюбию; справедливость отстра­ няет нас от всего, что может повредить счастью наших ближних, с человеколюбие побуждает нас к тому, что может содействовать ему».


Питирим Сорокин
1.3. Современные концепции конфликта
Элтон Мэйо
Определенное влияние на развитие конфликтологии оказали социологи известной Чикагской школы.
Льюиса Козера.
Кеннет Боулдинг.
Часть зарубежных психологов
А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта».
Отечественные психологи полагают
...
Полное содержание Подобный материал:
  • К38 Кибанов, Ардальон Яковлевич , 1349.88kb.
  • Учебно-методический комплекс Учебник «Биология. Общие закономерности»,С. Г. Мамонтов, , 68kb.
  • Литература по курсу «философия» (Ч. , 131.51kb.
  • Задачи конфликтологии: Исследование конфликтов. Распространение конфликтологических , 524.8kb.
  • , 235.92kb.
  • Аннотация курса «Конфликтология в социальной работе» , 15.55kb.
  • Лекция Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование , 1156.02kb.
  • М. Ю. Зеленков социальная конфликтология учебное пособие , 3460.13kb.
  • 1. Конфликтология как наука; понимание конфликта в древнем мире , 1250.96kb.
  • Программа по дисциплине «Конфликтология в социальной работе» Специальность «040101. , 178.8kb.
Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,

допускается использовать исключительно в образовательных целях.

Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

УДК 331.1(075.8)

ББК 65.240я73

Рецензенты:

Кафедра управления человеческими ресурсами

Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

Зам. директора института труда Министерства

Труда и социального развития РФ,

Заслуженный экономист РФ, д.э.н., проф. Зубкова А.Ф.

В75 Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 240 с. - (Серия «Высшее образование»).

ISBN 5-16-000964-7 (переп.)

ISBN 5-16-000256-1 (обл.)

В учебнике излагаются научные и прикладные знания о конфликтах, источниках их возникновения, структуре и стадиях развития, формах проявления, функциях и значимости в социально-экономической и других сферах жизни общества. Рассматриваются вопросы управления конфликтами, выбора оптимальных методов предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и разрешении конфликтов.

Книга предназначена для студентов экономических вузов, обучающихся по специальности и направлению «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муниципальное управление», а также для аспирантов и преподавателей управленческих дисциплин.

ISBN 5-16-000964-7 (переп.)

ISBN 5-16-000256-1 (обл.)

ББК 65.240я73

© И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов. Д.К. Захаров, 2002

ВВЕДЕНИЕ

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения - социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

Имея изначально комплексный характер, конфликтология находится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и обществе, способствует разностороннему пониманию проблем социального взаимодействия, применению эффективных способов их решения.

Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения.

Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них научиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.

Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с ее теоретическим значением. Эта область науки реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизненных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем. Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конфликтов и вместе с тем сводить к минимуму их негативные последствия.

Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствоваться интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми определенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.

Научный подход предполагает системно организованные, принципиально структурированные, методологически точные знания о предмете (в данном случае - о конфликтах), ориентацию на познание закономерностей реального мира и постижение объективной истины. Любая наука, включая конфликтологию, конструктивна, рассчитана на возможность практического применения полученных знаний, на выработку и внедрение новых проектов. Научное управление социальными процессами, в том числе и регулирование конфликтов, осуществляется, как правило, на основе аналитического расчета, планомерного и многостороннего влияния на участников социальных связей и взаимодействия, практического применения выверенных наукой рекомендаций.

Обыденное же знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больше чем, простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем, предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь констатирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанная на чутье и проницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и улаживании конфликтных ситуаций, помочь прагматически приспособиться к обстоятельствам и найти практически приемлемый выход из конфликта, если уж он случился.

Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления в них избыточной социальной напряженности изучаются не ради удовлетворения любопытства и простого обогащения знаний о перипетиях жизни, а для того чтобы овладеть методами (приемами и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов, получить конкретное представление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответствующих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.

Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.

В помощь тем, кто стремится овладеть основами научных знаний о конфликтах, предназначаются учебно-методические пособия. Среди такого рода руководств (см. Список рекомендуемой литературы) одной из первых получила известность небольшая по объему книга «Внимание: конфликт!» Ее авторы Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк, адресуясь в основном к руководителям предприятий, рассчитывали на то, чтобы сформировать у них конструктивное отношение к конфликтам. Им удалось убедительно, в научно-популярной форме показать, что конфликт является одним из средств управления, не владея или пренебрегая которым менеджер всегда снижает эффективность управленческой деятельности. Ту же цель преследует и учебное пособие Э.А. Уткина «Конфликтология: теория и практика». Рассматривая основные пути, формы и методы предупреждения конфликтных ситуаций, а также разрешения возникших конфликтов с наименьшими экономическими, социальными и нравственными издержками от них, автор обращается как к изучающим современный менеджмент, так и ко всем причастным к нему в России.

Пособия, изданные в нашей стране за последние годы, посвящены приложению конфликтологии преимущественно к какой-то одной стороне общественной жизни. Так, книга А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта», как следует уже из названия, выделяет социологические аспекты, ее содержание включает анализ социально-политических процессов в современной России. Учебное пособие «Основы конфликтологии» под редакцией В.Н. Кудрявцева концентрирует внимание на юридических проблемах конфликтологии, соответствующих способах определения участников конфликтов, их взаимодействия и достижения согласия на принципах консенсуса. «Конфликтология» под редакций А.С. Кармина рассматривает внутриличностные, межличностные, групповые, межнациональные и другие типы конфликтов в первую очередь с психологической точки зрения, среди наиболее эффективных технологий разрешения конфликтных ситуаций отдавая приоритет медиации - проведению переговоров с участием посредника.

Заметное место конфликтам отводится в ряде пособий по кадровой работе. Об этом свидетельствуют, к примеру, книги В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» и В.П. Пугачева «Руководство персоналом организации», а также вузовские учебники по управлению персоналом, вышедшие под редакцией А.Я. Кибанова, Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.

Представляют интерес и учебные издания зарубежных авторов, переведенные на русский язык. Некоторые из их привлекательны и полезны прежде всего тем, что подготовлены специалистами по управлению. Например, в наших экономических вузах пользуется спросом американский учебник «Основы менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури. Отдельная часть этой объемистой книги, посвященная групповой динамике и лидерству, содержит обстоятельную главу об управлении конфликтами и стрессами. Она освещает природу, типы и причины конфликтов в организациях, процесс их развертывания, структурные и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.

«Руководить без конфликтов» - под таким названием дошла до российских читателей работа немецких специалистов по психологии управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написанной книги рассматривают управленческие функции как задачу развития личности в условиях перехода от технократического и административно-бюрократического методов управления к гуманистическому. Они обращают первостепенное внимание на профилактику (предупреждение) конфликтов, снятие психологической напряженности у персонала, взаимодействие людей в духе сотрудничества.

В данном учебнике, предлагаемом вниманию читателей, дается систематический свод научных и прикладных знаний о конфликтах. Учебник открывается кратким историческим обзором формирования основ конфликтологии. Затем следует изложение-теоретических подходов к определению конфликта и его функций. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации раскрываются типология конфликтов, источники и непосредственные причины возникновения конфликтных ситуаций, структура и стадии развития конфликтов, разнообразные формы их проявления, роль и значимость в социально-экономической и других сферах жизни общества.

Большое внимание уделено предупреждению и урегулированию конфликтных столкновений, выбору стилей поведения в конфликтах и способов их разрешения, созданию условий для эффективного управления конфликтами. При этом используются основные методы профилактики, применения нормативных актов и осуществления примирительных процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов.

Для удобства пользования книгой в учебно-методических целях даются тесты, таблицы, рисунки и образцы документов, все главы завершаются перечнем контрольных вопросов и заданий. Приводится список рекомендуемой литературы по предмету.

Авторы готовили учебник по единому плану. Каждый выполнил свою часть работы: д.и.н., проф. И.Е. Ворожейкин - Введение, гл. 1, 2, 3, 4 и 6, 5.2 и 5.3 гл. 5, 10.1 и 10.2 гл. 10, Краткий терминологический словарь; д.э.н., проф. А.Я. Кибанов (руководитель авторского коллектива) - гл. 8 и 9, Краткий терминологический словарь, тест; к.э.н., доц. Д.К. Захаров - 5.1 гл. 5, гл. 7, 10.3 гл. 10, Краткий терминологический словарь, тест.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта