Главная » Youtube » Для чего созданы внебюджетные фонды. Необходимость создания внебюджетных фондов их сущность и классификация

Для чего созданы внебюджетные фонды. Необходимость создания внебюджетных фондов их сущность и классификация

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета. Другими словами, Внебюджетные фонды один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

Главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Задачи: - разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета; - дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством.

Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения. Специальные внебюджетные фонды направлены на стимулирование экономического и научно-технического развития РФ.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов - Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного.

Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

Государственное обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.

К числу основных социальных рисков относятся:

1) риски утраты трудоспособности с возрастом;

2) риски утраты трудоспособности по инвалидности;

3) риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);

4) риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;5) риски заболеваний и ухудшения здоровья.

Фонд социального страхования образуется за счет:

Страховых взносов граждан и юридических лиц;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.

Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Пенсионный Фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Общий бюджет ПФ составляет примерно 1/3 федерального бюджета РФ.

За счет средств Пенсионного Фонда осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные пенсии - это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);

5) расходы по доставке пенсий (3,6%);

6) выплата пособий на погребение (0,5%).

Пенсионный Фонд финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.

Фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время медицинское страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают гарантируемый объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.

В качестве участников медицинского страхования выступают:

1) застрахованные - все граждане РФ как потребители медицинских услуг;

2) страхователи - юридические и физические лица; для работающих - предприятия, учреждения, организации, для неработающих - органы исполнительной власти;

3) страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;

4) медицинское учреждение, которое лечит застрахованного и получает денежные средства от СМО;

5) Федеральный и территориальный фонды ОМС.

Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.

Финансовые средства Федерального и территориального фонда ОМС образуются за счет:

1) страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых законодательством РФ;

2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение программ ОМС;

4) добровольных взносов;

5) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

В системе управления государственным капиталом РФ предусмотрено функционирование весьма широкого спектра различных учреждений. Среди них - бюджетные фонды. Сейчас их роль в развитии финансовой системы России считается не самой значимой, но опыт решения данными структурами различных социальных задач интересен и вполне может быть использован в целях совершенствования текущей модели управления государственными капиталами. В чем заключаются особенности бюджетных фондов? Какие задачи они решают?

Какими бывают государственные фонды?

В российской государственной финансовой системе выделяется 3 основных типа учреждений, осуществляющих различные операции с капиталом в интересах страны - бюджетные (именуемые также целевыми), внебюджетные фонды, а также специализированные ведомства. Есть также локальные фонды бюджетных учреждений - под ними чаще всего понимаются специальные счета, на которых учитываются финансовые средства, направляемые организацией на определенные нужды.

Бюджетные и внебюджетные структуры: сходства и различия

Но в чем заключается специфика именно тех организаций, о которых идет речь?

В законодательстве РФ понятие «бюджетные фонды» было закреплено в 1995 году. Соответствующий статус получили некоторые организации, ранее являвшиеся внебюджетными. Их преобразование в новый тип учреждений было связано с необходимостью оптимизации механизмов целевого финансирования некоторых расходов государства.

Бюджетные и внебюджетные фонды объединяет тот факт, что оба типа организаций используют государственные средства. Кроме того, статьи расходов обоих типов учреждений носят преимущественно целевой характер. С точки зрения структуры и основных принципов управления бюджетные фонды и внебюджетные организации также достаточно близки.

Однако учреждения рассматриваемого типа характеризуются некоторыми отличительными особенностями:

Подчиненностью и подотчетностью государственным органам власти;

Ограниченным спектром полномочий в части использования капитала в целях, не связанных с деятельностью учреждения.

Таким образом, фонды, о которых идет речь, призваны обеспечивать эффективную реализацию государственных программ бюджетной поддержки тех или иных сфер, основными критериями которой является:

Максимальное соответствие направлений расходов целевым приоритетам органов власти;

Прозрачность финансовых операций.

В свою очередь, внебюджетные фонды характеризуются существенно большей автономией, чем рассматриваемые учреждения, в части управления капиталами. Ключевые управленческие решения соответствующие организации также принимают самостоятельно.

Преимущества и недостатки бюджетных фондов

Если сопоставлять бюджетные и внебюджетные фонды - какие из них можно считать более эффективными с точки зрения управления государственными капиталами? Мнения экспертов касательно данного вопроса весьма неоднозначны.

Есть точка зрения, по которой целевые бюджетные фонды позволяют организовать распределение государственных средств так, что некорректное их расходование может быть сведено к минимуму - по причине того, что они напрямую подотчетны властям. В свою очередь, как считают некоторые эксперты, внебюджетные структуры в силу большей автономности, могут управлять государственными капиталами менее эффективно и не настолько прозрачно.

Но есть и противоположная точка зрения, в соответствии с которой внебюджетные учреждения, как автономные структуры, можно регулировать и контролировать на законодательном уровне существенно жестче, чем бюджетные фонды. В свою очередь, чрезмерно строгое регулирование деятельности рассматриваемых организаций может привести к замедлению инвестирования капиталов на государственные нужды, опозданиям в реализации тех или иных программ.

Таким образом, в деятельности бюджетных фондов можно найти и достоинства и недостатки - с точки зрения эффективного использования государственных средств. К неоспоримым достоинствам соответствующих структур правомерно отнести полную управляемость денежными капиталами, благодаря чему нецелевое использование средств сводится к минимуму. Кроме того, использование бюджетного фонда государством предполагает прямое влияние властей на принятие данным учреждением решений в части хозяйствования, кадровой политики.

Вместе с тем чрезмерное вмешательство властей в деятельность рассматриваемых структур, используемое как инструмент контроля над освоением денежных средств, может существенно снизить эффективность реализации финансируемых государственных программ. В этом случае бюджетные фонды могут уступать в эффективности внебюджетным, несмотря на то, что вторые более автономны и контролируются властями не так активно.

Какие целевые фонды функционируют в России?

Рассмотрим примеры реально функционирующих целевых бюджетных фондов в РФ. Прежде всего стоит отметить, что структуры, о которых идет речь, свою ключевую роль в социально-экономическом развитии России сыграли в прошлом - в основном они учреждались и задействовались в целях реализации бюджетных программ в 90-е годы.

Из числа наиболее известных современных структур можно выделить, к примеру, Федеральный дорожный фонд. Он был учрежден в 2011 году. Кроме него, были также учреждены дорожные фонды в регионах. Какие задачи поставлены перед соответствующей организацией?

Система бюджетных фондов, учрежденных на уровне дорожных ведомств, призвана решать задачи, связанные с реализацией перехода к расходам на поддержание транспортных магистралей в РФ в соответствии с нормативами, которые введены правительством России. Фонд должен обеспечивать эффективное освоение бюджетных средств, предоставляемых государством для строительства и ремонта дорог. В данном случае речь идет о сотнях миллиардов рублей, требующих эффективного распределения.

При непосредственном участии федерального дорожного фонда и региональных структур планируется реализация нескольких масштабных целевых программ, связанных с модернизацией транспортной системы РФ, развитием инфраструктуры в субъектах РФ, расположенных на Дальнем Востоке, Юге России и иных регионах, где требуется инвестирование в дорожное хозяйство.

Государственная власть РФ ранее учреждала бюджетные финансовые фонды, в компетенции которых находилось финансирование развития самых разных задач - защиты окружающей среды, развития таможенной системы, управления минерально-сырьевыми ресурсами. Большинство из структур соответствующего типа сейчас упразднено. Основная часть полномочий бюджетных фондов распределена по действующим органам власти. В свою очередь, в РФ сейчас действует несколько крупнейших внебюджетных фондов. Полезно будет рассмотреть их специфику подробнее.

Внебюджетные фонды РФ

Итак, выше мы отметили, что целевые бюджетные фонды - в большей степени исторические организации. Сейчас крупных учреждений соответствующего типа в России функционирует крайне немного. Но масштабные внебюджетные организации в системе государственных финансов в РФ работают весьма активно. Прежде всего речь идет о таких структурах, как ПФР, ФСС и ФФОМС. В чем их специфика?

ПФР

Пенсионный фонд России, или ПФР, - крупнейшая внебюджетная структура, в компетенции которой - управление пенсионной системой государства. ПФР выполняет следующие ключевые функции:

  • назначение гражданам пенсий и обеспечение их своевременных выплат;
  • организация учета денежных средств в рамках пенсионного страхования;
  • перечисление социальных выплат различным категориям граждан;
  • персонифицированный учет граждан;
  • взаимодействие с участниками страховых программ, работодателями;
  • взыскание задолженностей по взносам;
  • выдача гражданам сертификатов на выплату материнского капитала;
  • обеспечение перечисления соответствующих денежных средств;
  • реализация государственного софинансирования пенсии;
  • управление денежными средствами, поступающими от участников системы социального и медицинского страхования;
  • реализация мер социальной поддержки, установленных законодательством РФ.

ФСС

Другой крупнейший внебюджетный фонд РФ - ФСС - занимается:

  • реализацией страховых программ граждан;
  • выплатой больничных работающему населению;
  • перечисление пособий по беременности и уходу за ребенком;
  • перечисление средств по родовым сертификатам ;
  • реализация социальных программ, установленных законодательно.

ФФОМС

Основные функции другого крупнейшего фонда - ФФОМС - следующие:

  • управление деятельностью территориальных фондов страхования в рамках различных государственных программ;
  • направление средств на реализацию целевых программ, имеющих отношение к системе медицинского страхования;
  • контроль над эффективным расходованием средств в рамках соответствующих программ.

Перспективы бюджетных фондов в России

Насколько перспективно формировать бюджетные финансовые фонды РФ в будущем? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, имеет смысл подробнее изучить факты из истории развития соответствующих организаций в России.

Впервые статус рассматриваемых организаций был закреплен в бюджетном законодательстве РФ, как мы отметили выше, в середине 90-х годов. При этом учреждались как федеральные бюджетные фонды, так и региональные. Постепенно функции тех и других начали передаваться на уровень различных ведомств. Это было связано с тем, что расстановка приоритетов в решении различных социально-экономических задач переходила в исключительную компетенцию соответствующих структур. Как следствие, потребовалось перераспределить полномочия и в части финансирования различных проектов.

Бюджетные фонды РФ, таким образом, в массе передали функции, связанные к инвестированием государственных финансов, ведомствам. Как считают многие эксперты, эффективность использования средств от того, что полномочия по их использованию перешли к госструктурам, не слишком повысилась - можно было оставить их на уровне рассматриваемых фондов. Более того, начали наблюдаться заметные сложности в оперативности освоения бюджетных средств в ходе решения различных социально-экономических задач.

Так, государственные финансы, формируемые за счет определенных налогов и сборов, не всегда эффективно распределялись по региональным бюджетам. Кроме того, ведомства, которые начали выполнять функции бюджетных фондов, часто не вполне эффективно инвестировали в те сферы, которые напрямую определяли перспективы развития крупнейших отраслей. Так, к наиболее заметным проблемам в начале 2000 годов эксперты относят недофинансирование геологоразведочной деятельности, вследствие чего темпы приростов запасов нефти существенно снизились, так же как и поступления в бюджет. Шли дискуссии на предмет того, что необходимо вновь учредить, в частности, фонд, отвечающий за воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов. Но характерные для него функции продолжили выполнять государственные ведомства.

Для того чтобы лучше понять специфику работы таких учреждений, как государственные бюджетные фонды, полезно будет рассмотреть особенности работы некоторых из них. В числе самых известных и значимых организаций соответствующего типа, которые ранее функционировали в бюджетной системе РФ на федеральном уровне - тот самый Фонд, в компетенции которого находилось развитие минерально-сырьевых ресурсов.

Исторический опыт: фонд развития минерально-сырьевой базы

Рассматриваемая организация была учреждена в августе 1997 года в соответствии с Законом о федеральном бюджете РФ. Средства соответствующего фонда должны были расходоваться в целях решения задач, связанных с поддержанием необходимого уровня минерально-сырьевой базы государства, включая геологическую разведку недр. Финансирование рассматриваемой организации осуществлялось за счет специальных отчислений в федеральный бюджет РФ, производимых субъектами пользования недр - чаще всего компаниями, добывавшими полезные ископаемые, которые были разведаны с привлечением государственного финансирования.

Формирование, а также распределение денежных средств фонда регулировалось отдельными федеральными законами. Соответствующий государственный капитал имел целевое назначение. Он не мог изыматься, использоваться в коммерческих целях. Его распределение должно было осуществляться в соответствии с приоритетами, установленными на уровне бюджетного законодательства РФ. Учет денежных средств, которые находились в распоряжении фонда, осуществляло Федеральное казначейство. Данное направление деятельности соответствующей структуры регулировалось отдельными нормативными актами Министерства финансов РФ. Операции с капиталом фонда должны были осуществляться только при посредничестве Казначейства и ЦБ РФ.

Те средства фонда, которые не были освоены по плану в отчетном году, впоследствии зачислялись в доходы организации при формировании государственных капиталов, находящихся под управлением фонда, в следующем году. Распределением данных объемов денежных средств занималось Минприроды РФ по согласованию с Министерством экономики России. Кроме того, Минприроды имело право управлять средствами фонда - в пределах объемов, утвержденных Министерством финансов РФ. Которое, в свою очередь, являлось основным субъектом контроля над расходованием государственных капиталов, находящихся в распоряжении рассматриваемого фонда.

Исторический опыт: региональные фонды

Опыт учреждения бюджетных фондов имелся и в регионах РФ. В частности - в Москве.

Так, в начале 2000-х власти российской столицы учредили фонды развития территорий. Их специфика заключалась в том, что денежные средства, находящиеся в распоряжении соответствующих структур, должны были расходоваться в соответствии со сметами, расчетами и контрактами. При этом в ходе исполнения бюджета в главную смету доходов и расходов могли фиксироваться необходимые корректировки - при участии главного распорядителя учреждения. Это могло быть обусловлено изменением приоритетов в бюджетном финансировании, определяемых столичными властями.

Контроль над тем, чтобы смета была исполнена корректно, осуществляли главный распорядитель, а также иные уполномоченные структуры. Как и в случае с федеральным фондом, рассмотренным выше, денежные средства в рассматриваемых столичных организациях, оставшиеся по итогам прошедшего финансового года, могли переноситься на следующий.

Таким образом, опыт передачи полномочий управления государственными финансами в РФ имелся как на федеральном уровне власти, так и на региональном. Но, так или иначе, сейчас система государственных бюджетных фондов играет значительно менее важную роль, чем в прошлые исторические периоды. Хотя, как считают многие аналитики, эффективность управления капиталами в соответствующих фондах может ничем не уступать той, что характеризует деятельность ведомств, в компетенции которых находится решение подобных задач сейчас. Вполне возможно делегирование некоторых функций по управлению и распределению государственных финансов в соответствующие фонды, представленные в более широком спектре, чем на текущем этапе развития бюджетной системы России, в будущем.

Резюме

Итак, мы рассмотрели то, чем занимаются государственные бюджетные, внебюджетные фонды. Учреждения первого типа решают задачи, связанные с развитием сфер, которые можно отнести к крупнейшим по объемам финансирования и наиболее значимым для социально-экономического развития государства - таких как, например, дорожное строительство.

Учреждение бюджетных фондов в целях распределения государственных капиталов может быть более перспективным в тех случаях, когда не требуется ужесточения контроля над деятельностью соответствующих организаций - благодаря прозрачности и доступности регулирования финансовых транзакций, которые осуществляются данными фондами.

В свою очередь, во внебюджетных учреждениях операции с денежными средствами могут быть менее прозрачны и контролируемы - но даже при ужесточении регулирования государства эффективность освоения капиталов и оперативность решения социально-экономических задач в соответствующих фондах обычно не снижается.

Формирование бюджетных фондов в РФ осуществлялось преимущественно в 90-е годы - то есть, на раннем этапе развития системы управления государственными финансами в России. Постепенно функции данных учреждений были переданы преимущественно на уровень действующих органов власти. В свою очередь, в РФ сейчас работают крупные внебюджетные фонды, которые решают важнейшие социально-экономические задачи.

В финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Росийской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

Как мы уже отметили, внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенны для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная - 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

Страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Структура государственных социальных внебюджетных фондов рассмотрена на рис. 1.

Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Рисунок 1 - Структура финансовой системы Российской Федерации

Внебюджетные фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Согласно ст.144 "Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

Обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;

Других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенная для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

Отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

Средства бюджета;

Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

Займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

Вывод: Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

2. Пенсионный фонд РФ

ПФ РФ является федеральным фондом, на его долю приходится почти? средств внебюджетных социальных фондов.

ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Первоочередной задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого он организует:

Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат.

Капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

Проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели;

Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Поступление и расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ в 2011 г. представлено в таблице 1:

Таблица 1 - Основные показатели бюджета ПРФ млрд. руб.

с учетом остатка

В том числе

Расходы ПФР,

В том числе

Текущий профицит (+), дефицит (-) бюджета ПФР

собственные средства

средства федерального бюджета, направленные на целевое финансирование государственных пенсий

всего на пенсионное обеспечение

из них на выплату трудовых пенсий

Анализ динамики формирования доходов Пенсионного фонда с точки зрения сравнения изменений показал, что в 2005г. поступления в ПФ РФ составили 461777,9 рублей, 2009 году 783477,7 рублей, что на 321 700 рублей больше. На диаграмме в свою очередь показан значительный рост доходов. Анализируя относительное изменение за тот же период наблюдается значительный рост поступлений в ПФ РФ в 2009г.

Поступление средств федерального бюджета в Пенсионный фонд связано с выплатой государственных пенсий и пособий военнослужащим и гражданам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, повышением пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, а также пособий, установленных действующим законодательством. Отразим вышесказанное в таблице 2.

Таблица 2 - Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации

Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан.

Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

3. Фонд социального страхования РФ

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Рассмотрим поступление расходование средств ФСС в 2011 г. в таблице.

Таблица 3 - Поступление и расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации

Показатели

Остаток средств на начало года

Поступления за год:

страховые взносы предприятий и организаций

частичная оплата путевок

поступления от Пенсионного фонда РФ

средства Федерального бюджета

прочие доходы

Израсходовано за год:

финансирование выплат пенсий, пособий

финансирование мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию

выплаты пособий сверх установленной нормы на санаторно-курортное лечение и оздоровление

Продолжение таблицы3

финансирование исполнительной дирекции фонда

перечислено в Пенсионный фонд РФ

прочие расходы

Система статистических показателей Фонда занятости населения отражает общий объем поступления (расходования) денежных средств, в том числе по источникам поступления (направлениям расходов). В задачу статистического изучения функционирования Фонда занятости населения входят изучение динамики показателей поступления (расходования) денежных средств фонда, изучение состава, структуры и структурных изменений отдельных составляющих поступлений (расходов) фонда, отражение общих закономерностей формирования фонда.

Свободные средства Фонда занятости населения могут вкладываться в акции, ценные бумаги, храниться на банковском счете, образуя прирост свободных денежных средств за счет выплаты процентов по вкладам и дивидендов по акциям. Таким образом, прирост свободных денежных средств фонда также может являться источником поступлений. Общий объем расходов фонда занятости в 2011 г. составил 8822 млрд. руб. Важной статьей расходов является выплата населению пенсий и пособий.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Основные задачи Фонда:

Обеспечение гарантированных государством пособий;

Участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;

Подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Средства ФСС образуется за счет:

Страховых взносов работодателей;

Страховых взносов граждан-предпринимателей, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

Добровольных взносов физических и юридических лиц;

Ассигнований из государственного бюджета РФ;

Прочих доходов.

Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2010 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 305 665 591,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 27 211 299,0 тыс. рублей и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 16 600 000,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 323 879 347,3 тыс. рублей;

3) предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 18 213 756,0 тыс. рублей.

внебюджетный фонд пенсионный страхование

4. Порядок формирования и использования фондов обязательного медицинского страхования в РФ

ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются. Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество направляются для реализации уставных задач Федерального фонда. Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.

На территории России создаются страховые медицинские компании, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных. Рассмотрим состав системы обязательного медицинского страхования в таблице 4.

Таблица 4 - Состав системы обязательного медицинского страхования

За 2009-2011 годы финансовая помощь ФФОМС составила 2 513,2 млрд. рублей. Из этих средств направлено:

Территориальным фондам ОМС - на оплату медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, включая погашение задолженности по заработной плате медицинским работникам, - 1626,6 млрд. руб.

Территориальным фондам ОМС и медицинским учреждениям федерального и регионального уровней - на финансирование целевых мероприятий по охране материнства и детства в Российской Федерации - 371,1 млрд. руб.

На медицинское и лекарственное обеспечение участников Великой Отечественной войны - 59,7 млрд. руб.

На финансирование мероприятий в связи с чрезвычайными ситуациями - 83,5 млрд. руб.

На медицинское и лекарственное обеспечение пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы - 36,3 млрд. руб.

На сохранение и реконструкцию Ожогового центра института хирургии им. А.В. Вишневского - 62,0 млрд. руб.

Финансирование Федерального центра нейрохирургии боли Минздрава РФ - 7,9 млрд. руб.

Согласно тексту закона о медицинском страховании, принятого в 2003 г., функции страховщиков должны выполнять страховые медицинские организации, независимые от органов управления здравоохранением и медицинских учреждений. Не предусматривалось наличия каких-либо специальных организаций для сбора и аккумулирования взносов на ОМС. В 2005 г. закон был дополнен положениями о создании таких организаций: федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Их статус был определен как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Их соучредителями являются органы представительной и исполнительной власти соответственно Российской Федерации и ее субъектов.

Заключение

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные социальные внебюджетные фонды.

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В РФ государственными внебюджетными фондами являются: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Так, Пенсионный фонд РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения; Фонд обязательного медицинского страхования - для обеспечения стабильности государственной системы ОМС; Фонд социального страхования - для обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. Каждый из них формируется в основном за счет перераспределения национального дохода, а именно за счет специальных налогов и сборов, средств из бюджета и займов.

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. - М.: ГроссМедиа, 2009. - 224 с.

3. Федеральный закон от 13.12.2010 №182 - ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 и на плановый период 2011 и 2010 годов" // СЗ РФ.- 2010.- № 51 (1 ч.).- Ст. 6809 (Закон, прил. 1 - 8, 14); СЗ РФ.- 2010.- № 30 (ч. 1).- Ст. 4599.

4. Федеральный закон от 21.07.2009 № 183 - ФЗ "О бюджете фонда социального страхования РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2010 годов" (в ред. Федерального закона от 23.11 2009 N 265-ФЗ).

5. Федеральный закон от 21.07.2009 №184 - ФЗ "О бюджете фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2010 годов " // СЗ РФ.- 2011.- № 30 (ч. 1).- Ст. 4584.

6. Финансы [Текст]: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Омега-Л, 2010, 3-е изд. - 635 с.

7. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2010. - 229 с.

8. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учебное пособие / Л.А. Дробоздина. - М.: Финансы, Юнити, 2009 - 227 с.

9. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / Т.М. Ковалёва, С.В. Барулин. - М.: Кнорус, 2010 - 124 с.

10. Колпакова, Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит. [Текст]: учбник / Г.М. Ковалёва. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 341 с.

  • Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
    • Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
    • Содержание и принципы финансовой деятельности государства
    • Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
    • Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
  • Финансовый контроль в Российской Федерации
    • Финансовый контроль: понятие, задачи и принципы
    • Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие
    • Правовые основы аудита в Российской Федерации
    • Методы финансового контроля
  • Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
    • Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
    • Бюджетная система Российской Федерации
    • Внебюджетные фонды
    • Бюджетные доходы и бюджетные расходы
    • Бюджетный процесс
  • Государственные доходы
    • Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
    • Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
    • Налоговые и неналоговые доходы
  • Государственные расходы
    • Государственные расходы: понятие, виды и принципы
    • Правовые формы реализации государственных расходов
    • Расходные обязательства публично-территориальных образований
  • Налоги и налоговые правоотношения
    • Налоги и сборы: понятие и функции
    • Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
    • Классификация налогов
    • Налоговые правоотношения
  • Государственный кредит и государственный долг
    • Государственный кредит (государственное кредитование)
    • Государственный долг
  • Государственное страхование
    • Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
    • Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
    • Виды страхования, имеющие государственную основу
  • Правовые основы банковского дела
    • Банковская система Российской Федерации
    • Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
    • Центральный банк РФ (Банк России)
    • Банковское регулирование и надзор
  • Банковский кредит и кредиты Банка России
    • Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
    • Банковский кредитный договор
    • Кредиты Банка России
  • Денежная система и денежная политика Российской Федерации
    • Понятия «деньги» и «денежная система»
    • Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
  • Правовые основы денежного обращения
    • Понятие «денежное обращение»
    • Наличное денежное обращение (денежный оборот)
    • Безналичное денежное обращение
    • Методы регулирования денежного обращения
  • Правовые основы расчетов в Российской Федерации
    • Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
    • Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
    • Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
    • Расчетные операции кредитных организаций
    • Формы расчетов: юридическое закрепление
  • Валютное регулирование и валютный контроль
    • Валютное регулирование и валютные правоотношения
    • Валютные операции
    • Валютный контроль: понятие и содержание

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды - одна из форм организации финансовых ресурсов в масштабе государства или отдельной территории, формируемых целевым образом для решения отдельных проблем, как правило, социальной направленности.

Возникновение внебюджетных фондов в Российской Федерации связано с появлением реальной потребности в значительных объемах денежных средств и целесообразности их концентрации на государственном и (или) территориальном уровне для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий.

С помощью внебюджетных фондов можно оказывать социальные услуги населению (выплату пенсий, финансирование социальной инфраструктуры и т.д.), влиять на производственные процессы путем финансирования и кредитования отдельных отечественных предприятий, финансировать различные природоохранные мероприятия и т.д., т.е. внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования важнейших общественных потребностей.

Появление внебюджетных фондов и их использование в целях перераспределения публичных финансов одновременно с государственными и местными бюджетами объясняется тем, что при сложном состоянии экономики появляется возможность необоснованного перераспределения имеющихся публичных финансов. Если бы все публичные финансы находились только в бюджетах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, то в зависимости от текущей ситуации их перераспределение могло бы привести к дефициту в финансировании наиболее важных социальных направлений. Таких направлений сегодня в России выделено три: пенсии, оказание гарантированной медицинской помощи, компенсации в случае временной потери трудоспособности (а значит, и основного средства существования).

Таким образом, государственный внебюджетный фонд представляет собой специализированный денежный фонд, образуемый вне бюджета и предназначенный для исполнения определенных законодательством расходных обязательств РФ, а именно, для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда формируется для исполнения соответствующих расходных обязательств субъекта РФ. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования РФ,
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Выделение этих фондов в качестве самостоятельной бюджетной формы и, следовательно, отсутствие привязки к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ позволяет сформировать целевой характер доходов в эти фонды (напомним, что все доходы бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, за малым исключением, идут в «общий котел», т.е. нецелевым образом) и тем самым гарантировать финансирование указанных важнейших социальных направлений, поскольку соответствующие взносы в эти фонды (подробнее о них речь пойдет ниже) должны быть использованы только на эти направления.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта